Дарвазский хребет - 2010, 3 к.с.

Материал из MaleficWiki
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Справочные сведения о походе

Маршрутная книжка №27/3-305

Категория 3 к.с.

Район Хребет Петра Первого, Памир.

Руководитель Наседкин Сергей, стк "Вестра".

Сроки 6-28 июля 2010.


Маршрут

Везде направления даются орографически, если не указано иное. Список сокращений приведен в приложении. Координаты приведены в системе WGS84.

Заявленный маршрут

Душанбе – Джиргиталь - пос. Мук – р. Раминасу – р. Обишаин – пер. Учебный Сев. (2А, 3850) – ледн. Шагазы - пер. ПКТ(2А, 4135) – ледн. Ташлык – пер. Иргет(1Б, 4088)- р. Иргет – кишл. Девшар – пер. Белькандоу (н/к, 3215) – р. Сугран – ледн. Бырс - ледн. Надежда – пер. ККТ (2А, 4653) – ледн. Девлохан - р. Киргиз-Об - пер. Обходной 2-й (1Б*, 3970) – пер. Обходной 1-й (1Б*, 4187) – ледн. Иган - пер. Липского (2А, 4500) – ледн. Петра Первого - р. Вайзерек–р Кара-шура - оз. Яшиль-куль – Джиргиталь – Душанбе

Запасные варианты:

  • при невозможности прохождения перевала ПКТ(2А, 4135): ледн. Шагазы - р. Шагазы - пер. Травянистый - пос. Верхн. Мук;
  • при невозможности прохождения пер. Иргет(1Б, 4088): ледн. Ташлык - р. Ташлык - пос. Мук (Девшар).

Пройденный маршрут

Душанбе – Джиргиталь - пос. Мук – р. Раминасу – р. Обишаин – пер. Учебный Сев.(2А, 4000) – пер. Травянистый (н/к, ) - пос. Мук - р. Иргет – кишл. Девшар – пер. Белькандоу (н/к, 3215) – р. Сугран – ледн. Бырс - ледн. Надежда – пер. ККТ (2А, 4653) – ледн. Девлохан - р. Киргиз-Об – пер. Обходной 1-й (1Б*, 4187) – ледн. Иган - пер. Липского (2А, 4500) – ледн. Петра Первого - р. Вайзерек – р. Кара-шура - оз. Яшиль-куль – Джиргиталь – Душанбе

Аварийные варианты

При невозможности прохождения пер.Обходной 1-й и 2-й: спускаться по р. Киргиз-Об с ледн. Девлохан по орографически левому берегу, переправляться в устье. Скорее всего придется тянуть переправу. Такой вариант является очень нежелательным, однако единствено приемлемым. Далее спуск идет по р. Обихингоу вниз по течению.

Первопрохождения

  • пройден перевал Учебный Северный (2А, 4000);
  • пройден перевал пер. Обходной 1-й (1Б*, 4187) по новому пути.


Карта похода хребет Петра Первого, 2010, 3 к.с., рук. Наседкин Сергей

Скачать трек пройденного маршрута

Скачать карту в формате OziExplorer

Скачать привязку карты в формате OziExplorer

Скачать карту в формате .jpg

График высот

Наш график!!!УРА!!!.jpg.png

Состав группы

Фото ФИО Опыт г.р. Обязанности в группе Клуб
Serg3.jpg Наседкин Сергей 4ГУ 2ГР 1982 Руководитель ТК Вестра
Рома2.jpg Голиков Роман 2ГУ 1981 Медик, зам. рук-ля ТК Вестра
Zvar.jpg Зварич Андрей 2ГУ 1986 Фотограф ТК Вестра
SvetaM.jpg Мавлютова Светлана 2ГУ 1985 Участник ТК Вестра
Дима1.jpg Пахомов Дмитрий 2ГУ 1980 Реммастер ТК Вестра
Аня.JPG Полякова Анна 2ГУ 1987 Завхоз ТК Вестра
Olg1.JPG Ржавская Ольга 2ГУ 1983 Хронометрист ТК Вестра



Цели и задачи похода

Целью похода являлось прохождение маршрута 3 категории сложности, в том числе 3 перевалов 2А, получение опыта горных походов на Памире, знакомство с районом, отдых на природе. В план похода были включены при наличии временного резерва занятия на снежно-ледовом рельефе, отработка элементов спасработ на реальном рельефе. Район также представляет интерес с исследовательской точки зрения, так как за последние 20 лет он был малопосещаем (гражданская война в Таджикистане 1992-1997 гг, нестабильная политическая и экономическая обстановка), и многие описания и картографический материал просто устарели.

Характеристика Таджикистана

Общие сведения

Таджикистан (тадж. Тоҷикистон), официально Республика Таджикистан (тадж. Ҷумҳурии Тоҷикистон) — государство в Центральной Азии, бывшая Таджикская Советская Социалистическая Республика в составе СССР. Таджикистан расположен в предгорьях Памира и не имеет выхода к морю. Это наименьшее по площади центральноазиатское государство. Граничит с Узбекистаном и Киргизией на севере и западе, с Китаем на востоке, с Афганистаном — на юге. Столица — город Душанбе.

Таджикистан находится в часовом поясе, обозначаемом по международному стандарту как UTC+5. В зимнее время оно опережает московское на два часа, летом — на один час. В Таджикистане не используется летнее время.

Официальной валютой является сомони. Курс на 07.07.2010г.: 1 сомони - 7 руб, 1$=4,4 сомони.

Краткая географическая характеристика

Район относится к Северо-Зарадному Памиру, а район похода ограничивается западной частью хребта Петра I, его северныыи и южными отрогами и включает в себя крупные ледники Сугран, Девлохан, Петра Первого.

В этом районе Памир имеет сложный глубоко расчлененный рельеф и характеризуется большими перепадами высот. Наивысшие точки исследуемого района имеют отметки, близкие к 6000 м - 5900,5 м, 5805, 5633 и т.д. Высоты перевалов - от 4300 (пер.Пеший) до 5000 и и более. Средняя высота хребта Петра I на исследуемом участке около 5100 м, характерными морфологическими особенностями его являются глубокое эрозионное расчленение, наличие острых гребней, исключительная крутизна склонов. Современное оледнение хребта Петра I складывается из ряда крупных долинных ледников северного и южного склона и серии мелких ледников. В распределении оледения заметно резкое преобладание ледников северного склона. Снеговая линия на хребте Петра I повышается с запада на восток. В западной части хребта высота ее наиболее низкая для всего Памира. Здесь она достигает средней высоты 3800*4000 м, восточнее, в районе л.Сугран она достигает 4300 м. Возможные колебания высоты снеговой линии достигает 300-400 м. Все ледники хребта Петра I входят в бассейн питания рек Муксу и Обихингоу. Климат района характеризуется малым количеством осадков (в среднем 250*300 им в год) и резкой континентальностью. Наряду с этим в районе имеет место и микроклимат отдельных долин, что вызвано сложной его орографией.

Растительность Северо-Западного Памира достаточно однообразна. До высоты 2500-2600 по склонам гор господствуют полыни и саксаульчик. На постоянно увлажненных участках встречаются острова луговой растительноети, облепиховые заросли и зеленые массивы растительности орошенных оазисов. По мере подъема вверх пояс полупустынной растительности уступает место высокотравью и редким степям. До высоты 3200 м распространены юган, камоль, скабиоза, типчак, ковыль. Пояс высот от 3200 до 4000 м наиболее обеспечен осадками. Здесь растут котовник мелкоцветный, таран бухарский, полынь и лишь с высоты 4000-4200 появляется нивальная растительность. Древесно-кустарниковая растительность на Западном Памире встречается местами даже на высоте 3700-3800 м. На увлажненных местах она представлена облепиховыми и ивовыми зарослями, березняками и тополевниками. На сухих склонах встречаются багрянник, шиповник. Повсеместно развита арча. Она забирается на самые труднодоступные скальные склоны, но наилучшего развития достигает в верхавьях долин, на древних моренах и вдоль края крупных ледников. В районе путешествия древесная растительность встречалась до высоты порядка 3200 м. Эдельвейсы встречаются местами, на высотах 3600-3800 м. Животный мир Северо-Западного Памира довольно разнообразен: здесь водятся медведи, волки, сурки, зайцы, барсы и горные козлы. Из птиц встречаются: улары, жаворонки, галки, вороны, снежные грифы. Из насекомых встречаются: стрекозы, бабочки и, что особенно неприятно, оводы, которые поднимаются до 3500 м и выше (в теплых долинах).

Реки района, как уже указывалось, относятся к бассейнам Мук-Су и Оби-Хингоу, кстати слова "Су" и "Оби" обозначают - вода, река, только первое по-киргизски (киргазы живут, в основном в долине Мук-Су), а второе по-таджикски (таджики встречаются южнее хребта Петра I). Реки многоводны, имеют порожистые крутые уклоны, быстрое течение, несут огромное количество взвешенных и донных наносов. Реки имеют два паводка - весенний и летний. Уровень воды сильно зависит от времени года и меняется очень значительно в течение суток. Реки в районе путешествия представляют достаточно серьезное препятствие для переправы вброд, однако по маршрутам групп на многих реках встречались искусственные или естественные (снежные, каменные) мосты, а в остальных местах переправы были доступны в ранние утренние часы при движении с применением перил.

Вход, в район возможен с северной и южной стороны. С севера из Джиргаталя или Ляхша, переправа через Мук-Су наиболее удобна по мосту, построенному невдалеке от Джиргиталя. С юга вход в район со стороны долины Оби-Хингоу. Сотовая связь есть вдоль всего течения р. Мук-су.

История освоения района

Начало географического изучения Северо-Западного Памира относится к концу 70-х годов прошлого столетия и положено известными русскими исследователями А.П.Федченко, Н.А.Северцевым, И.В.Мушкетовым и В.Ф.Ошаниным. Эти исследования были продолжены В.Н.Липским в 1896-1899 г.г., Н.Л.Корженевским, Я.И.Беляеёым и П.И.Бесединым в период с начала 1900-х годов до революции. В 1913 году Северо-Западный Памир посетила экспедиция германо-австрийского горного общества, в их составе были известные учение - географ Рикмерс, метеоролог Фиккер и геолог Клебельсберг.

Второй этап исследования Северо-Западного, как, впрочем, и всего Памира, относится ко времени установления советской власти в Средней Азии. Начиная с 1928 года Академий Наук СССР организуется ряд экспедиций в труднодоступные и малоисследованные районы Памира (следует отметить, что малоисследованным в то время был практически весь Памир). В 30-х годах на Северо-Западный Памир были организованы альпинистские экспедиции Н.В.Крыленко и О.Ю.Шмидта, а также экспедиция, работающая по программе II-го Международного полярного года (II МПГ) в 1932-1933 г.г. После Отечественной войны изучение района было продолжено альпинистской экспедицией под руководством А.А.Летавета (1947г.) и экспедицией АН Узбекской ССР (1957-1958 г.г.). К середине 50-х годов отноожся также начало интенсивного освоения Северо-Западного Памира альпинистскими экспедициями.

Туристское освоение района начинается с похода Московской группы под руководством Б.Коновалова (1959 г.) в верховья л.Сугра и на л.л.Гандо и Гармо. Район ледника Петра I в течение ряда лет (1962-1965 гг.) исследовали московские группы под руководством Ю.Иоликанова, И.Шаровского и И.Скворцова Значительный вклад в освоение района внесли московские группы под руководством С.Алимова (1965 г. 1969 г.), группы под руководством Дедова (г.Ленинград, 1966 г,, 1970 г.) и экспедиция туристов МВТУ им.Баумана под руководством Л.Десинова.

В настоящее время происходит второе открытие этого поистине уникального района. Большое количество экспедиций, приходя из этого района приносит нам все новые и новые сведения.

Обычаи

Хоть Таджикистан и является мусульманской страной, в нем нет запрета на интернет, женщины могут не носить паранджу, население довольно лояльно относится к иностранцам. Большинство таджиков доброжелательны, понимают русский язык и готовы помочь при необходимости. Вместе с тем, надо понимать, что местные в своем большинстве воспринимают туристов как один из источников дохода и быть готовым к тому, что за оказанные услуги могут назвать завышенную в разы цену, требовать деньги вперед, а потом просить доплату и т.д. Например, машина стоила нам в итоге в три разе дешевле, чем предложенная турфирмой. Дорога, про которую говорили, что она размыта селями и дождями, оказалась нормальной. Обстановка днем и вечером в городе спокойная, много отдыхающих и иностранцев, особенно в центре, милитсия (тадж., через “тс”) в Таджикистане не агрессивна, туристов не трогает, однако ночью лучше по городу не перемещаться. Когда мы возвращались ночью обратно, наш микроавтобус останавливали на каждом перекрестке и проверяли документы, причем это были не сотрудники милиции, а просто люди в форме без знаков отличия. Водителю приходилось платить им деньги за проезд.

Душанбе является на фоне остального Таджикистана относительно европейским городом. Есть много магазинов, отделений банков (можно без проблем осуществить денежный перевод, часы работы пн-пт, 9-18 ч), интернет-кафе (1 час - 3-4 сомони). Цены очень низкие, стоимость полноценного обеда в кафе 10-20 сомони. По городу маршрутка стоит 2 сомони, такси - 5 сомони. Обязательно стоит посетить Зеленый рынок, расположенный в центре города.

В сельской местности к нам относились очень радушно, приглашали пить чай, просто поговорить.

Организация похода

Документы

Для пребывания на территории Таджикистана надо иметь регистрацию и пропуск в погранзону.

Регистрация нужна больше для выезда из страны, чем для перемещенения внутри. Если она просрочена, при выезде надо будет платить штраф ($50-100). Оформить ее можно либо бесплатно лично в ОВИРе (8-17 рабочие дни, Турсунзаде, 5), предоставив оригинал паспорта и поручительство местного жителя, запастись терпением во время толкания в очередях, или через местную турфирму, выслав им сканы паспортов (оригиналы потом все равно нужны), заплатив $35 на месте. Но в лучшем случае регистрация будет готова только за день, в нашем случае за 2 дня. Готовить документы лучше начинать заранее, лучше за два-три месяца до приезда. Частные компании передают информацию о группах в гос.контору под названием “САЙЁХ”, которая производит все разрешения ( sayoh@bk.ru , Руставели, 22). Что-то типа министерства туризма. Можно обратиться туда и напрямую, однако это не гарантирует изготовление бумаг в срок или их правильность.

Если маршрут начинается/заканчивается/проходит через приграничные селения, то надо иметь разрешение в погранзону. Это касается китайской и афганской границы. Граница Горно-Бадахшанской Авт. Области (ГБАО) проходит по хребту Академии Наук и далее по Дарвазскому хребту и для нее надо делать отдельное разрешение. Наш маршрут начинался на киргизской границе в Джиргитале (город республиканскогое подчинения) и для нахождения в нем надо кроме разрешения в ГБАО надо поставить отдельную печать. Рекомендуется заранее приготовить список группы с печатью турклуба для разных проверяющих. Погранпропуск мы тоже заранее оформляли в турфирме ($40). Потом мы узнали, что можно обратиться к пограничникам напрямую и пропуск будет стоить гораздо дешевле.

В общем к оформлению документов надо отнестись предельно внимательно. Правильно подготовленные документы сохранят кучу времени, нервов и денег. Но даже в этом случае надо быть готовым к тому, что чиновники, милиция, таможня могут вымогать деньги за исправление какой-нибудь закорючки или надуманную услугу.

Транспорт

Мы решили заезжать через Душанбе, т.к.в Киргизии в это время была война и заезд со стороны Оша представлял существенную опасность. Дорога до Джиригталя и дальше до границы с Киргизией ремонтируется китайцами и скоро будет прекрасным двухполосным шоссе.

Выезжать обратно планировали также из Джиргиталя и попросили водителя приехать за нами обратно к мосту через Мук-су в условленное время.

Безопасность

Допоходная подготовка участников проводилась в рамках школы СТП. Участники получили хорошую теоретическую подготовку, закрепили свои знания на практических занятиях и соревнованиях. Физическая подготовка включала бег на длинные дистанции, скалодром и работа с веревками на рельефе. В обязательном порядке отрабатывались элементы спасработ, такие как спасение пострадавшего силами связки, спуск/подъем тяжелого пострадавшего.

Обязательным условием ставилось наличие хорошего снаряжения, особое внимание обращалось на обувь, старались брать максимально легкое снаряжение.

Связь с координационым центром тк "Вестра" поддерживалась через спутниковый телефон Turaya (в комплект брали зарядное устройство на солнечных элементах). Также на втором этапе похода предполагалось взаимодействие с группой Алексея Никанорова (поход 6 кс), способной в случае аварии оказать помощь. В снаряжение были две рации, необходимые для поддержания контакта при невозможности голосовой и визуальной связи.

Все участники были застрахованы на сумму покрытия $30000 для возможности вызова вертолета при необходимости. Также надо регистрироваться в местном МЧС, иначе страховая компания имеет право отказать в выплате страховки. Мы попросили турфирму отправить им письмо с подтверждением. Однако ситуация в Таджикистане с вертолетами сложная (летают только 2) и не факт, что он прилетит вовремя, если прилетит воообще, даже при переводе денег страховой компанией.

На этапе планирования первое кольцо сделали максимально близким к реке Мук-су, чтобы проверить готовность группы и иметь запасные варианты. Второй участок получался линейным, более напряженным, однако и там можно было в случае необходимости аварийно сойти с маршрута. В график похода были заложены три запасных дня и две полудневки. Переходы планировались с учетом жары на высоте до 3500 м, и группа обедала с 12 до 15 часов дня. На высотах более 3500 м жара уже не так заметна и переходы можно осуществлять без обеда, и вставать на ночевку раньше. Также все восхождения на перевалы осуществлялись утром, чтобы снизить лавинную и камнеопасность. Темп движения выбирался соответствующий силам участников, сохранялся визуальный и голосовой контакт. На всех опасных участках, если не оговорено иное, движение осуществлялось в касках и с самостраховкой ледорубом.

Навигация

При подготовке использовались: бумажные карты (листы J-36, J-48, K-25, K-37), хребтовки Ляпина на соотвествующие квадраты, векторные карты для GPS (часть с сайта Вячеслава Завьялова, часть подготовлена самостоятельно), спутниковые снимки, отчеты туристических групп по данному району http://www.tlib.ru, каталог перевалов сайта СТК "Вестра" http://www.westra.ru. Для навигации в основном использовались GPS приемник Garmin RX60 и бумажная карта.

Координация

Для управления процессом подготовки использовался инструмент гугл документ. Удобно то, что он позволяет размещать документы в Интернете, обеспечивая коллективный доступ к ним, разрешает совместную правку. Например, сбор данных об участниках идет не путем переписки друг с другом, а просто каждым заполняется графа в таблице. Списки снаряжения, раскладка, аптечка лежат в общем доступе и их можно в любой момент просмотреть и отредактировать. Для написания отчета использовался инструмент вики, позволяющий нескольким пользователям вместе работать над документом. Таким образом, мы оптимизировали процесс подготовки к походу и написания отчета.

Дневник и техническое описание маршрута

Везде направления даются орографически, если не указано иное. Список сокращений приведен в приложении. Координаты приведены в системе WGS84.

День 1 (07 июля)

Москва - Душабе

Рейс №223 Москва – Душанбе (вылет 00-45, Домодедово) авиакомпании "Атлант-Союз". Цена билета 8500 руб. в одну сторону. Большинство продуктов мы везли с собой, пришлось в аэропорту дать немного денег на регистрации за перевес багажа. В 06.00 размещаемся в гостевом доме «Пойтахт» (тадж. "Столица"). Цена за сутки 44 сомони - трех-четырехместный номер, душ в коридоре, довольно чисто, большой плюс - находится в центре города. В сезон все номера заняты, лучше бронировать их заранее. Много туристов, альпинистов. После отдыха решали организационные вопросы с регистрацией, пропусками в пограничную зону, закупали на Зелёном рынке и расфасовывали продукты, гуляли по городу Душанбе. В планах - отъезд на следующий день.

День 2 (08 июля)

Душанбе

Вечернее чаепитие

Отъезд в горы задерживается на день из-за оформления регистрации. Мы снова гуляли по городу Душанбе. Рекомендуется закладывать на решение организационных вопросов минимум 2 рабочих дня. Лучше всего послать заранее человека с оригиналами паспортов для сдачи их в ОВИР и по приезде всей группы сразу выехать на маршрут.

День 3 (09 июля)

Душанбе - Джиргиталь - пос. Мук (Девшар) - р. Обишаин

Подъём инициативной группы в 05.30, которая на такси выехали к магазину «Волга», где останавливаются машины на Джиргиталь. Стоянка машин, ходящих по Памирскому тракту, находится на автобазе, а ездящих до Джиригталя около магазина "Волга". Стоимость машины до Вахша 20 сомони с человека, до Джиргиталя маршрутка 60-70, до поселка Мук (Девшар) можно договориться за 150-200. Мы зафрахтовали УАЗ буханку вместе с шофером Саидом за 200 сомони с человека на семерых. Саид всю дорогу жевал насвай и смеялся. Заплатили за гостиницу и выехали в 08.30. С одним перерывом на обед(фото 3.1). доехали до Джиргиталя в 17.00. Дорога хорошая асфальтовая, но иногда встречаются участки с грунтовым покрытием. С Джиргиталя до моста через реку Муксу дорога тоже хорошая асфальтовая (фото 3.2). В 19.30 заехали в посёлок Мук и оставили заброску в доме бригадира Сулимана. Вернулись 2 км обратно в устье реки Обишаин и встали на ночёвку приблизительно в 21 ч на высоте 2075 м. Настроение бодрое, состояние здоровья у группы в целом хорошее.

День 4 (10 июля)

Подъем по д.р. Обишаин

Нас разбудил крик местной жительницы где-то в 7 ч утра. Мы помяли траву палатками, и она очень сильно ругалась и при этом всегда говорила: Долю давай. Затем нас предупредили, что скоро откроют воду для полива травы, являющейся пастбищем для скота, и если мы не уйдём, то нас немного подтопят. Мы решили не рисковать, и быстренько собрав вещички, вышли в путь в 08.30. Путь лежал вдоль р. Обишаин (Ошанинсу) по ор. правому берегу. Пройдя через пос. Верхний Мук вышли на грунтовую дорогу, которая ведет на верхние пастбища.(фото 4.1 4.2) В 12.10 поднялись на 2745 м и встали на обед(фото 4.3). Идёться хорошо, но мы старались не лосить, чтобы правильно акклиматизироваться. Погода с утра солнечная, после обеда испортилась, и группа отдыхала.

  • ЧХВ: 2 ч. 10 мин.;
  • Высота: 2100 - 2745 м;
  • Перепад высот: +645 м.

День 5 (11 июля)

Подъем по д.р. Обишаин

Подъём в 05.30. Выход в 06.40. Погода солнечная, ясно. Проходим по дороге до верхнего коша (высота 2835 фото 5.1) и далее начинаем набирать влево по травянистым склонам, временами мокрым от дождя. Выходим к руслу река Обишаин и поднимаемся по ней по скотогонной тропе по ор.л.б. Начинаются снежники. В 13.20 достигли высоты 3485 м. Встали на обед на небольшой морене. Погода, как и в предыдущий день, после обеда начинает портиться (дождь, ветер). Группа отдыхает. К вечеру у Андрея поднялась температура (39,6 град), прошлось провести курс терапии антибиотиками. К утру состояние стабилизировалось, но температура продолжала держаться 38,5. После совещания руководителя с медиком, приняли решение все же на следующий день максимально его разгрузить и выход не откладывать.

Фото 5.1 Панорама реки Обишаин в районе верхнего коша
  • ЧХВ: 5 ч. 10 мин.;
  • Высота: 2745 - 3485 м;
  • Перепад высот: +740 м.

День 6 (12 июля)

Исток р. Обишаин - пер. Учебный Сев. - спуск с пер. Учебный Сев. в стор. р. Шагазы

Перевал Учебный Сев. (2А, 4000)

  • расположен севернее в. 4770 м;
  • координаты седловины 39° 5,7906′ с.ш. ; 71° 32,9370′ в.д.;
  • соединяет д.р. Обишаин (Ошанинсу) и д.р. Шагазы
  • западный склон снежный, южный - скально-осыпной
  • описание дано от верховья р. Обишаин в направлении р. Шагазы

Перевал Учебный Северный связывает д.р. Ошанинсу и д.р. Шагазы. По описаниям перевал имеет категорию 1Б. Информация по перевалу была взята из отчета МКЦГК №4176 рук. Ивакин (www.tlib.ru, №033005), из хребтовки района Ляпина, точка перевала была нанесена на карту для GPS (ред. В.Завьялова). Однако при ориентировании непосредственно на местности, стало понятно, что описание не соответствует действительности. Было принято решение подниматься и спускаться, ориентируясь по данным карты и GPS'a. Подъём в 05.30. Температура около нуля, довольно холодно. Выход в 06.30. Поднимаемся по лавинному выносу в цирк (фото 6.1). Одеваем кошки, и начинаем набирать правее вершины 4100. На высо-те 3700 начинаем забирать левее, чтобы выйти траверсом (фото 6.2,6.3,6.4,6.5,6.6,6.7), местами склон лавиноопасен. По GPS в 13.30 выходим на седловину, высота 4000 м, седловина по прибору расположена на 100 метров севернее, однако, там был расположен жандарм (фото 6.8,6.9,6.10). Начинается снег, видимость ухудшается, заметно холодает. Тур с запиской найти не можем, возможно он засыпан снегом, делаем свой, оставляем в нем записку, после чего в 13.50 начинаем спуск в д.р. Шагазы (фото 6.11). Координаты седловины WGS84: 39° 5,7906′ с.ш. ; 71° 32,9370′ в.д. От перевальной седловины уходим вниз правее по кулуару, путь вниз хорошо просматривается. Примерно через 200 метров спуска выходим к небольшому скальному обрыву (фото 6.12). Обойти его нельзя, по бокам крутые скальные стенки, вниз метров 12-15, делаем станцию на крючьях (фото 6.13), дюльферяем, оставляем один крюк. На подъем надо вешать перильную веревку, также необходима крючевая страховка или закладные элементы. У Димы при спуске улетает вниз рюкзак. Идем дальше, через 500 м обнаруживаем обрыв метров 300 высотой. В 17.30 решаем встать на ночевку на скальной осыпи (фото 6.14). Ледорубами выравниваем места под палатки, делая горизонтальные площадки. От одной из палаток на спуске улетели дуги, поэтому половина группы обошлась натягиванием тента (фото 6.15). Воду берем в маленьком водопаде. Высота ночёвки 3315 м.

  • ЧХВ: 8 ч. 00 мин.;
  • Высота: 3485 - 3850 - 3315 м;
  • Перепад высот: +375/-525 м.

День 7 (13 июля)

Спуск с пер. Учебный к д.р. Шагазы

Подъём в 09.00. Нам повезло, мы нашли дуги от палатки. После разведки соседнего кулуара ре-шили спускаться по нему. Кулуар представляет скальный желоб покрытый мелкой сыпухой. В 10.30 начали движение. Тра-версом сбросили метров 150 вниз влево и повесили веревку 50 м по травянистому склону и 80 м с боль-шого камня (фото 7.1,7.2). Внизу сделали станцию на крюке (фото 7.3) и повесили еще 50 метров до скальной полочки, сделали станцию (фото 7.4), место было защищено от камней. С нее повесили опять 80 метров перил вниз до поворота кулуара. В принципе кулуар можно было пройти ногами, однако для комфорта и безопасности решили вешать перильные веревки. Около 19.00 вышли за поворот кулуара и уперились в сброс. Решили обойти его слева траверсом. Прошли около 200 м влево и сбросили по высоте метров 100, и встали в 20.00 на ночевку, т.к. далее путь не просматривался из-за темноты. Натянули перила, встали на самостраховку, поужинали чаем и перевальным шоколадом и уснули. Высота ночёвки 2904 м (фото 7.5).

  • ЧХВ: 2 ч. 00 мин.;
  • Высота: 3315 - 2950 м;
  • Перепад высот: -365 м.

День 8 (14 июля)

Дневка в д.р.Шагазы

Проснулись с рассветом в 5 часов утра. На дереве повесили одну 80-метровую верёвку и произвели разведку вниз (фото 8.1). Оказалось, что одной веревки хватает до низу и все группа успешно дюльфернула . Стенка "живая", много подвижных камней, прохождение ее снизу-вверх нецелесообразно. Руководителю пришлось еще раз жумарить наверх, т.к. узел при сдергивании не проходил перегиб. В 11 часов успешно сдернули веревку. После продирания через заросли кустов по берегам в 13 часов встали на полуднёвку на ор.л.б. р. Шагазы на высоте 2700 м (фото 8.2,8.3). Вдоль реки идет хорошая набитая тропа, по ней ездят на верхние пастбища пастухи. Вечером вкусный ужин и костёр.

Выводы по перевалу Учебный. На основании прохождения перевала сделано заключение, что он существенно отличается от описанного в отчете. Для отличия назовем пройденную седловину перевал Учебный Северный. Категорию перевала можно обозначить как 2А. После похода выснили, что на хребтовку Ляпина и с нее в каталог перевалов тк "Вестра", перевал был перенесен с погрешностью и смещен севернее от пройденного в отчете. Таким образом, можно сделать вывод, что этот маршрут спуска нами был пройден в режиме первопрохождения. Подъем на перевал со стороны р. Шагазы не рекомендуется, т.к. на расстоянии примерно километра выше и ниже по течению реки от места спуска идет каменная стенка высотой примерно 50 м (фото 8.1), и подъем на нее затруднен из-за каменопасности. Прохождение ее со стороны р. Ошанинсу возможно в походах выше 3 к.с., при наличии соответствующего скального опыта. Возможно, для этого потребуется один день. Можно также рассмотреть вариант траверса на юг через вершину 4100 и далее к истинному перевалу Учебный. Насколько можно было просмотреть гребень, такой траверс сложности не представляет.

Т.к. сложность перевала в направлении спуска была выше заявленной, стоит отметить, что вариант спуска был выбран после оценки следующих факторов:

  • сложность перевала, ориентировочно 2А, не превышала допустимой для похода 3 к.с., т.к. на спуск требовалось повесить не более 3-4 веревок;
  • спуск вниз не представлял существенной сложности, группа к нему была технически и психологически готова;
  • для возвращения назад по пути подъема могло не хватить продуктов

Таком образом, для спуска был выбран именно этот путь.

  • ЧХВ: 1 ч. 00 мин.;
  • Высота: 2950 - 2700 м;
  • Перепад высот: -150 м.

День 9 (15 июля)

Спуск по д.р. Шагазы - пер. Травянистый - пос. В.Мук - пос. Мук (Девшар) - р. Иргет

Подъём в 6 часов утра. В 7.20 вышли с ночёвок у реки Шагазы вниз, путь идет по тропе по орографическому левому берегу среди зарослей кустарника. Сначала тропа идёт вниз, потом круто набирает вверх, выводя нас на перевал Травянистый (н/к, 2723 м). Группа поднялась на перевал в 08 ч.20 мин. Перевал представляет собой широкое поле, которое пересекает тропа. Затем начинаем спуск вниз по автомобильной дороге в направлении посёлка Мук. Проходим посёлок В. Мук, спускаемся к дороге, идущей вдоль реки Муксу. В посёлке встретили группу из Рязани под руководством Олега Кондракова, совершающую горный поход 4 к.с. в этом же районе, обменялись телефонами для связи. В 10 часов зашли в посёлок Девшар (Нижний Мук), забрали заброску. В посёлке нас напоили вкусным чаем с горным мёдом и лепёшками, после чего мы собрали рюкзаки, немного урезав раскладку.

Погранпост находится немного дальше по дороге. На нем мы узнали, что у нас нет отдельной печати для пребывания в этом районе, и дальше они пропускать нас не хотят. Поэтому преодолевать погранпост пришлось в обход ночью без фонарей. В путь мы выдвинулись приблизительно в 20.30 и прошли 4 км по дороге до р. Иргет. Состоние дороги хорошее, грузовая машина может проехать свободно, однако в двух местах была остатки селей (грязь перемешаная с камнями). Много полей засеяно под картошку. Переправу через реку Иргет мы осуществляли вброд. Река не широкая, но при большой воде может представлять трудность для переправы. Ночью высота брода была не выше колена. Дорога идет дальше влево, а нам надо уходить направо на пер. Белькандоу. Так как ночь была теплая, то решили спать на ковриках без палаток. Отбой в 23.50 на высоте 2384 м.

  • ЧХВ: 6 ч. 00 мин.;
  • Высота: 2700 - 2050 - 2384 м;
  • Перепад высот: -650/+335 м.

День 10 (16 июля)

Р. Иргет - подъем на пер. Белькандоу

Пер. Белькандоу (н/к, 3399)

  • расположен южнее вершины 3847 м
  • координаты седловины (39° 7,1886′) с.ш. ; (71° 40,5474′) в.д.;
  • соединяет д.р. Иргет и д.р. Сугран
  • западный склон травянистый, восточный - травянистый
  • описание дано от р. Иргет в сторону р. Сугран

Подъём в 04.30. Позавтракали карпитом и сразу вышли в путь на перевал Белькандоу. Дорога на перевал хорошо читается и начинается прямо от переправы через р. Иргет, серпантином круто набирая вверх вправо. Сначала идет по травянистым склонам, потом среди зарослей арчи и сосны. После заброски рюкзаки заметно потяжелели и идти не очень легко. К 8.30 дошли до высоты 2900 и встали на перекус, вкипятить чаю, т.к группа начала растягиваться. По неосторожности кан с чаем перевернулся и Аня обожгла ногу. Сразу была оказана необходимая первая помощь. От госпитализации она отказалась и мы продолжили путь.

До верхнего коша дошли около 10.30. Ишаки (ослы) немного подбросили наши рюкзаки. Местные жители нас встретили очень приветливо и напоили айраном. На обед встали около Коша с 11.00 до 15.15, чтобы переждать дневную жару. В коше живут люди с начала лета до июля. Есть родник в скалах, когда он пересыхает в августе, то кош перебирается дальше к р. Сугран. Дальше подъём на перевал осуществлялся по чётко выраженной тропе вправо, и за 20 мин доходим до седловины.

Перевал Белькандоу проходится для обхода прижимов реки Сугран при слиянии с р. Мук-су.Седловина представляет собой скальный гребень через который проходит широкая скотогонная тропа. На перевале тура нет, только камень с надписью "Белькандоу". Высота перевала по GPS 3399.

Спуск по широкой скотогонной тропе в сторону реки Сугран. Через 20 мин встали на ночёвку на высоте 3169 м в красивом местечке на тропе у родника, вытекающего из камней на склоне. Был костёр и вкусный ужин.

  • ЧХВ: 5 ч. 00 мин.;
  • Высота: 2385 - 3399 - 3169 м;
  • Перепад высот: +1014/-45 м.


День 11 (17 июля)

Спуск с пер. Белькандоу - подъем по д.р. Сугран

Подъём в 05.00. Вышли в 06.20 в направлении реки Сугран по хорошей скотогоной тропе, среди зарослей кустарника. Тропа идет вдоль ручья, потом начинает расходитсья на множество маленьких тропинок. При спуске надо вовремя повернуть по тропинке налево к мосту. Дорожка становится менее заметной, и у самой реки круто спускается вниз к мосту. Мост представляет собой стволы арчи, переброшенные между двумя каменными стенками и засыпанные сверху ветками и землей. Внизу течет бурный поток. Перебравшись через мост тропа идет вправо 200 м вдоль берега по ор.п.б. и начинает круто набирать вверх по кулуару среди зарослей березы и рябины метров 200 по высоте. Выходим наверх на широкую террасу, заканчивающуюся у ледника Бырс, пытаемся найти тропу, которая здесь есть по описаниям, но это не получается. По описаниям здесь должен быть кош, однако мы его увидели уже под нами. Видно мы забрались выше. Идем по тропе, она начинается от коша, но очень старая и временами теряется. Жара становится невыносимой и в 11.30 встаем на обед в русле ручья.

После обеда выходим в 15.00. Подходим по тропе по ор.п.б. к березовой роще у ледн. Бырс. Здесь течет бурный ручей, его берега завалены поломаными деревьями, видимо весенние лавины очень сильные. Снимаем ботинки и переправляемся на другой берег. Туры по описанию существуют, некоторые мы находим, но в основном приходится идти по азимуту. После переправы тропа теряется и мы обходим лес сверху, выходя на морену ледника Бырс. Дальше двигались по телу ледника. Далеко внизу протекает Сугран. Переправляемся через несколько притоков, держа направление к реке Сугран. По описаниям надо двигаться по морене у нижнего края ледн. Бырс вдоль реки, однако она разрушена оползнями, поэтому теперь путь пролегает сверху по краю ледника. По срвнению с картами ледник продвинулся вперед километра на два-три, поэтому лучше не спускаться к реке, а продолжать движение прямо по леднику пересекая его поверху. Движение по леднику заняло около часа. Остановились на ночёвку на галечных полях у устья ледника около 20.00. Высота 2930 м.

Состояние группы хорошее, правда все немного устали от рюкзаков и изматывающей жары. У Светы стали натирать ботинки, хотя до этого они никогда не терли. Начинаем понемногу расходовать аптечку. Очень пригодился мирамистин, который взял Андрей. Делаем пострадавшим перевязки и ложимся спать.

  • ЧХВ: 9 ч. 00 мин.;
  • Высота: 3169 - 2504 - 2930 м;
  • Перепад высот: -657\+426 м.

День 12 (18 июля)

Подъем по р. Сугран - ледник Сугран - долина ледн. Надежда

Подъём в 05.30. Выход в 06.50. Начали двигаться по морене по правому берегу реки Сугран. Перешли по камням реку Гульчатсу. Тропа появилась при подходе к реке. Идём дальше, подошли к высохшему руслу реки, стекающей с вершины 4375. Весенними селями берег сильно изрезан и мы обходим, набирая вверх. Оказалось, что мы идем по старой тропе. Погода сильно ухудшается, и в 11.30 мы встаём на обед. Рекомендуется проходить это место максимально быстро и не задерживаться, т.к. существует серьезная опасность схождения сели.

В 15 часов выходим дальше в направлении ледника Сугран. Временами выходим на остатки тропы. В 16.30 подходим по морене к спуску на ледник Сугран. Cпуск на ледник осуществляется по крутому конгломератному склону длиной около 100 м. Далее, лавируя между трещинами, пересекаем рвань ледника и выходим на правую по ходу вверх сторону ледника. С правого склона горы сыпет пыль и изредка стреляют камни. Надо быть внимательным. На пересечение ледника уходит примерно около часа и подходе к морене в устье реки, вытекающей из ущелья ледн. Надежда.

В долину ледн. Надежда можно пройти двумя путями. С правой стороны (по орографически левому берегу) путь идет низом около берега (возможны камни со склона), выводит на небольшую полку, а затем по морене, поднимаясь круто вверх, надо выходить на более пологую и травянистую часть долины ледн. Надежда. Несколько хуже другая дорога - по ор. правому берегу реки. Для этого надо перейти по ледовому мосту над рекой и по крутой осыпи (длиной до 150 м и крутизной до 60 град) подняться на более пологую и травянистую часть склона, который затем и надо траверсировать. Далее путь может лежать по пологим моренным склонам холмов и далее по леднику. Для того чтобы дойти от устья реки до срединной части леника надо затратить 1,5-2 перехода. С ледн. открывается вид на конечную часть часть ледн. Шини-Бини. (тадж. "сядешь-поймешь"), который впадает в ледн. Сугран почти напротив ледн. Надежда.

В 18 часов выходим на ор. левый берег реки, вытекающей из ледника Надежда (Гандо) и в 18.30 встаём на ночёвку около небольшого источника, вытекающего из берега, на высоте 3417 м.

  • ЧХВ: 6 ч. 30 мин.;
  • Высота: 2930 - 3417 м;
  • Перепад высот: +487 м.

День 13 (19 июля)

Подъем по ледн. Надежда - подход под пер. ККТ

Подъём в 6 часов. Вышли в 7 часов утра. Набирали высоту по ор. левому берегу реки, вытекающей из ледника Надежда. За один переход дошли до снежника, перешли реку по снежному мосту и начали уходить вправо, заходя по морене на ледник. В середине ледника идёт срединная морена чёрного цвета. Держим курс на нее. Ледник закрытый, встречаются трещины. Идем по морене, держа ближе к правому краю ущелья. Доходим до конца срединной морены, там где заканчивается моренное покрытие и начинается снежное, и встаем на обед и ночёвку на мелких камнях на высоте 4000 в 12.30. Вблизи можно найти ручьи и есть и трещины, надо быть осторожными. Слева по ходу движения виден рукав, идущий к перевалу Тамара 1Б к.с., справа виден ледопад перевала ККТ 2А к.с. Дальше не идем, т.к. велика вероятность схода лавин. Дальнейший подход по перевал лучше делать с утра, когда снег замерзнет и образуется фирн. Постоянно со склонов сходят лавины, видно в этом году снега действительно много. После обеда проводим снежно-ледовые занятия. Температура приблизительно 20 градусов, после захода солнца резко холодает.

  • ЧХВ: 4 ч. 00 мин.;
  • Высота: 3417 - 4000 м;
  • Перепад высот: +583 м.

День 14 (20 июля)

Подъем на пер. ККТ - спуск в сторону ледн. Девлохан

Пер. Калининского клуба туристов (ККТ) (2А, 4653)

  • расположен южнее вершины 5095 м
  • координаты седловины (43° 18,304′) с.ш. ; (42° 07,038′) в.д.;
  • соединяет л.приток лед.Девлохан - л.приток лед.Сугран (Надежда)
  • западный склон снежный, восточный - снежный-лед.
  • описание дано от ледн. Сугран до ледн. Девлохан
Записка с пер. ККТ

Подъем в 6 утра. Выходим в 7 утра. Сначала идется хорошо по фирну, около 9 часов выходит солнце и снег начинает таять. Приходится тропить. Идти тяжело, т.к. снег по колено. Северная ветвь ледн. Надежда менее разорвана (в отличие от южной ведущей на пер Тамара) и более пологая. Поэтому движение здесь удобнее организовавать по центру ледника, приняв некоторые меры предосторожности насчет небольшого количества узких, занесенных снегом трещин. С ледника открывается прекрасный вид на подковообразный цирк пика Липского (назад на юго-восток) и другие вершины. Примерно в высоты 4200 м начинается мощный рваный ледопад с широкими и глубокими трещинами в разных уровнях, которые надо обходить справой стороны (по ходу). Обход совершается в связках с попеременной страховкой, т.к. некоторые трещины переходятся по ненадежным снежным мостикам. Ледник закрытый. На его преодоление уходит около 2-х часов. На первый взгляд ледопад можно обойти и слева, однако там придется прижиматься к склонам левого отрога, с которого постоянно сходят лавины и летят камни. Кроме того путь там более крутой и более глубокие трещины.

После ледопада надо повернуть в левую часть цирка, где видно характерное понижение. На промежуточную площадку, которая видна со стороны ледопада, надо подниматься по крутому (местами до45 град) снежнику, длиной 150-200 м со следами свежих лавинок. Огибая площадку против движения часовой стрелки (в центре есть закрытые трещины), через несколько десятков метрво в левой части площадки находится перевальная точка. На перевал группа в полном составе поднялась в 13.10. Обязателное фото, шоколад и в 13.40 начинаем спуск. С перевала сняли записку группы суровых челябинских туристов тк "Родонит" от 31.07.2007 (рук. Ковалев А.В.). Группа, совершая поход 6 кс, взошла со стороны юга и продолжила движение в напр. ледн. Сугран. До этого была снята записка от 1991 г. Московского клуба "Торпедо" рук. Ковалев.

Перевал представляет собой узкую корытообразную щель, слева от него (на юг) рваный лед, справа - скалки и карниз снежника. Везде много закрых трещин, надо быть осторожными. Около тура в одном и том же месте Андрей и Роман пропороли ногу кошками, попав ногой в трещину.

Путь от лагеря на леднике до седловины занимает в среднем около 6 часов. С перевала открывается вид на ущелье, ведущее на ледн. Девлохан, среднюю часть ледника с противоположным хребтом с вершинами 5239, 4936, 4525. Спуск с перевала вниз крут, поэтому лучше траверсить вправо 50-80 метров и выйти на более пологий снежник, где и спускаться. Однако и там крутизна отдельных участков может составлять 40-45 град.

Нижнюю часть склона по пути спуска разрывает бергшрунд, поэтому глиссировать и набирать большую скорость нельзя. На первом участке спуска рекомендуется повесить верикальные перила (100 м). Бергшрунд преодолевали по снежному мосту, образованному сошедшей лавиной. Ширина берга около 1,5 метров. Расстояние от седловины до бергшрунда около 500 м. Далее склон выполаживается и переходит в плато без трещин. Идя вдоль левых (орографически) склонов цирка можно увидеть спуск с пер. Тамара. Ледник спокойный. Погода портится, начинает идти снег с дождем, туман, видимость не более 100 м. Доходим до двух маленьких озер на плато и в 18.20 встаем на ночевку. Расстояние от перевала около 1 км. Группа устала, хочется отдохнуть после тяжелого дня.

  • ЧХВ: 8 ч. 10 мин.;
  • Высота: 4000 - 4653 - 4100 м;
  • Перепад высот: +635/-535 м.

День 15 (21 июля)

Спуск к ледн. Девлохан

Встаем поздно часов в 8. Неспеша завтракаем, собираемся и выходим. В планах спуститься до ледн. Девлохан и дальше по Киргиз-Обу до начала подъема на пер. Обходной 2-ой. Однако погода внесла свои коррективы. Как только мы дошли до ледн. Девлохан и встали на обед, пошел дождь с мокрым снегом и видимость упала до нуля. Решили переждать непогоду в палатках. Дождь не прекращался до вечера, пришлось остаться на ночевку на морене у ледника.

Ледник Девлохан

Ледник Девлохан находится в верховьях р. Киргизоб. По сравнению с ледн. Надежда ледн. Девлохан крупнее (длина около 11 км). Ледник долинного типа, ширина около 600 м. Не имеет фирновой области. Питание происходит главным образом за счет обрушения снежных лавин со склонов долины. В питании ледника принимают участие и притоки, которые сами также питаются лавинами. Ледник в нижней части погребен под слоем камней и несет явные следы убывания. Вдоль края ледника тянется мощная береговая морена (терраса оседания), круто обрывнающаяся к краю ледника метров на 100-150. Высота снеговой границы на леднике ярко отражает особенности экспозиции. Ледник вытянут в широтном направлении, поэтому один склон долины солнечный, другой - теневой. На теневом склоне высота снега на уровне 4100-4200, на солнечном - 4500, средняя высота снеговой линии по главному стволу ледника 4400 м.

Основное тело ледника почти не покрыто моренным чехлом, но на всем протяжении имеет трещины. Трещины в основном небольшие и только в верхней части имеют более расчлененный характер.

Ниже по течению ледника вдоль боковой левой (орографически) находятся два озера. Нижнее озеро более богатое растительностью и красивое.

Закрытая часть ледника проходится легче в средней центральной части. Движение в связках, попадаются снежные мосты. Южный склон (правый орографически) более крутой, с него постоянно сходят лавины.

Полукруглый цирк в верхней части ледника Девлохан со всех сторон венчают пятитысячные вершины: 5239, 5100, 5300, 5900, 5600 (с юга по часовой стрелке).

  • ЧХВ: 1 ч. 10 мин.;
  • Высота: 4115 - 3775 м;
  • Перепад высот: -350 м.

День 16 (22 июля)

Ледн. Девлохан

Подъем запланирован на 6 утра, однако идет дождь сo снегом, временами с сильными порывами. Решаем переждать непогоду в палатках, идти все равно не получится. Сильный дождь и ветер заставят поставить лагерь. Вынужденная отсидка очень некстати, поход подходит к завершению, заканчиваются продукты. Прикидываем запасные варианты. Спим, играем в шахматы. До вечера погода так и не улучшилась.

  • ЧХВ: 0 ч. 00 мин.;
  • Высота: 3774;
  • Перепад высот: 0 м.

День 17 (23 июля)

Спуск по ледн. Девлохан - спуск по р. Киргизоб

С утра небо расчистилось. Выходим в 8 утра. Идем по середине ледн. Девлохан. Сначала встречается множество трещин, есть закрытые. Примерно с высоты 3800 м. ледник становится открытым. Идем посередине, ледовые разломы достаточно просто обходятся. Выходим к концу ледника, прямо из-под него вытекает река Киргизоб. Верх ледника возвышается над устьем реки метров на 100. Нам надо идти по ор. правому берегу, но справа спуск к реке крут и мы решаем спуститься по левому краю и перейти реку по снежному мосту, находящемося метров на 400 ниже. Спускаемся к реке и переходим реку по мосту. Дальше путь идет по ор. правой стороне реки и сложности не представляет. Река разливается достаточно широко и берег в июля покрыт слоем песка и гальки. Через ручьи переходим либо вброд, либо по снежным мостам. Если стоит цель спуститься к реке Обихингоу и дальше вниз, то стоит идти левым берегом, с переправой через р. Гандо и переправой через устье Киргизоба. Путь по правому берегу менее предпочтителен, т.к. справа впадает мощный приток с ледника ИГАН и в устье существуют прижимы. Переправа через Киргизоб достаточно сложна, для этого необходим опыт памирских переправ и необходимо тянуть навесную переправу. По отчетам низкая вода в реке может быть не утром, а около полудня. Около 14 часов становимся на обед в устье ручья. Видно, что начинаются все более обитаемые места, часто встречаем следы копытных, около стоянки на обеде видели медведицу с медвежонком. Погода улучшается, появляется солнце.

На этот участок маршрута описаний найти не удалось. Мы предполагали подняться по руслу ручья или немного выше и выйти на перевал Обходной 2, а далее по описаниям спуститься на ледник ИГАН. Выходим в 16 часов, планируя набрать метров 500 до ночевки. Переправляемся через ручей немного выше по течению и начинаем набирать вверх по орографически правому берегу по травянистым склонам. Склон крут местами более 40 град, приходится траверсом идти вверх. Через 300 метров по высоте склон выполаживается, ручей остался далеко внизу в кулуаре. Ручей покрыт снегом, следами весенних лавин, но путь по нему не просматривался снизу и мы решили идти по берегу, рассчитывая при возможности траверсом уйти влево. Темнеет и мы встаем на ночевку. Высота 3200 м. Рядом лежка медведей, место очень красивое, открывается вид на реки Киргизоб и Гармо. Воды нет и готовим ужин из воды заранее взятой с собой. Дима и Света пошли на разведку влево на гребень. Пока они ходили мы приготовили ужин. Вернувшись они рассказали, что дальше дороги нет, гребень представляет собой разрушенные скалы, а дальше по берегу идти затруднительно, т.к. он весь изрезан кулуарами. Приняли решение дождаться утра и разведать путь по реке слева. Состояние группы достаточно бодрое, однако мы понимаем, что на самолет мы не успеваем, поэтому начинаем сдавать билеты, подключив к этому друзей в Москве.

  • ЧХВ: 7 ч. 50 мин.;
  • Высота: 3774 - 2920 - 3300 м;
  • Перепад высот: -850/+380м.

День 18 (24 июля)

Р. Киргизоб

Утром в 5 утра Сергей и Аня отправились на разведку и пройдя траверсом метров 200 столкнулись с медведем. Медведь стоял в 100 метрах дальше по склону, видимо он впервые видел людей и не знал как себя вести, он то вставал на задние лапы, то садился. Мы, решив не испытывать судьбу, потихоньку, пятясь задом ретировались обратно. Видимо, нам очень повезло. Пришли обратно и решили идти траверсом к руслу соседнего ручья и подниматься всем вместе.

После завтрака, около 7 утра, вся группа вышла траверсом вдоль ор.п.б. р. Киргизоб, чтобы не сбрасывать набранную накануне высоту. Идти было не просто неудобно из-за травы, а невозможно. В конце концов приняли решение сбросить высоту до реки, Сергей и Света пошли на разведку, чтобы просмотреть путь подъема. Около 12 часов собрались около устья ручья (точка ночевка 24.07.2010). Решили встать на обед. Решали возможность аварийного схода по Киргизоб, т.к. не хотели сдавать билеты. Для этого послали Романа и Диму просмотреть путь спуска по реке. Около 16 часов они вернулись, сказали спуск вниз очень затруднен из-за впадения реки с ледн. ИГАН и лучше идти по заявленому маршруту через пер. Липского. Вода очень высокая и вероятность успешной переправы сомнительна. Остаемся на ночевку на месте обеда, планируем с утра начать набор на пер. Обходной 2. Путь на него хорошо просматривается до самого верха. Т.к. продукты подходили к концу, то приняли решение перепаковать продукты, идти без обеда, урезать ужин, и перепаковать обеды в пользу ужина. Ночевали неподалеку на берегу на мягком песке. Вечером костер и разговоры. Состояние группы хорошее, хотя маршрут и оказался тяжелее, чем ожидали.

  • ЧХВ: 3 ч. 00 мин.;
  • Высота: 3200 - 2835 м;
  • Перепад высот: -375 м.

День 19 (25 июля)

Р. Киргизоб - подъем на пер. Обходной 1 - спуск к ледн. ИГАН

Ледник ИГАН (Институт Географии Академии Наук)

Ледник ИГАН расположен в истоках первого правого притока р.Киргиз-об (п.п.Оби-Хингоу). Ледник долинный, имеет длину 5 км. Конец ледника погребен мореной и трудно опознаваем. Питание ледника происходит из 3 фирновых лопастей.

Схема ледника ИГАН

По описаниям кратчайший путь к леднику ИГАН в обход прижимов на ор.п.б. реки Киргиз-об проходит вблизи вершины 4280 м. Путь сначала идет по травянистым склонам иногда средней крутизны, а затем приходится преодолевать участки со скальными выходами и отдельные скалы. Обходя вершину приходится траверсировать несколько боковых отрогов. Спуск по скальным и травянистым склонам надо начинать с высоты 4000 м, а заканчивать на боковой морене ледника ИГАН на высоте примерно 3500 м. Выйдя в долину реки выше каньона, путь лежит вверх к леднику, покрытому в нижней части моренным чехлом. Справа по ходу вверх спускается чистая речка, которая берет начало с ледника, спускающегося с вершины 5239 м. Впереди по ходу виден перевал Липского. Путь через отроги занимает около 6 часов хода.

Трещин на леднике мало, ледопадов нет, на леднике холодней, чем на леднике Девлохан, а поэтому и меньше травянистых склонов. Южный боковой отрог имеет несколько седловин-понижений, которые ведут в соседнее ущелье, спускающееся к Оби-Хингоу, a поэтому и не представляют большого интереса, хотя они все и не очень сложные (1Б*-2А).

В западной части (южнее пер.Липского) склоны гребня выходящие на ледн. Арзынг трудно проходимы. Склоны снежно-скальные, крутые - по несколько сот метров, наверху отвесные участки, гребень острый, попадаются карнизы. Внешний осмотр этих склонов сразу заставил отказаться от попытки найти сравнительно легкий путь с ледника Липекого на ледник Арзынг. Севернее пер.Липского (направо) есть удобное понижение с подъемом по кулуару.

Так как мы шли не от Оби-хингоу, а сверху, то наш маршрут можно считать первопроходным, по крайней мере описаний этого варианта в отчетах мы не нашли. Наш путь лежал от р. Киргизоб вверх по руслу ручью к вершине 4284, а не по склонам, и не доходя до нее, поворачивал влево на перевал Обходной 1(1Б*, 4269).

Пер. Обходной 1 (1Б*, 4269)

  • расположен южнее вершины 5238 м
  • координаты седловины (38° 56,9154′) с.ш. ; (71° 32,9280′) в.д.;
  • соединяет ледн. ИГАН и лев. рукав р. Киргизоб
  • западный склон снежный, восточный - снежный
  • описание дано от ор.п.б. р. Киргизоб до ледн. ИГАН

Подъём в 5 часов утра. Выход через час. Путь подъема от р. Киргизоб идет по руслу ручья, в это время он был закрыт снежным мостом, оставшимся после схода весенних лавин. Подниматься комфортно, т.к. снежное покрытие покрыто слоем пыли и ботинки на нем хорошо держат. К 11 часам набрали 900 метров и решили встать на обед отдохнуть. Слева и справа возвышаются скалы. Обедали до 12.30. Дальше путь идет вверх и примерно на высоте 3900 м влево по ходу движения отходит кулуар влево к перевалу Обходной 1. Твердый снег заканчивается, начинается снег, приходится тропить. Набираем по нему, на высоте 4200 нависает снежный карниз, обходим его слева. Дальше путь лежит вправо к небольшой куче камней, оказавшейся перевальным туром. В 15.35 поднялись на перевал Обходной I (1Б, 4269). Состояние группы хорошее, погода солнечная, ветрено. С перевала снята записка группы туристов семинара ВТП УзССР от 8 августа 1989 г., совершавших поход 5 к.с. Двигались с пер. Уитмена в направлении пер. Пеший. Имя руководителя написано неразборчиво. До этого снята записка РСТЭ УзСовета, рук. Двухбанный.

В 16.00 начали спуск с перевала. Путь лежит траверсом без сброса высоты, идти по плотному снегу легко. В 17.01 решаем встать на ночевку около небольшого ручейка, вытекающего из-под снежника. Высота 4240.

  • ЧХВ: 7 ч. 50 мин.;
  • Высота: 2835 - 4239 - 4240 м;
  • Перепад высот: +1404 м.

День 20 (26 июля)

Спуск с пер. Обходной 1 - подъем по ледн. ИГАН - подход под пер. Липского

Подъем в 6 утра, выход в 7.20. По описанию надо траверсировать три кулуара (Схема ледника ИГАН) и дойти до небольшого висячего ледничка в одном из кулуаров (обозначен цифрой 3 на схеме ледника ИГАН), потом сбросить до морены по руслу ручья, вытекающего из него. Сначала идем по фирну, надо быть осторожным под ним попадаются участки льда, проходим первый кулуар (1). Снимаем кошки, дальше микстовый участок из снега и камней. Преодолеваем несколько гребней из камней, и от второго кулуара (2) Света и Оля идут на разведку. Мы хотим понять можно ли сбрасывать вниз до морены ледника. Они уходят за травянистый выступ. Через 20 мин машут руками, можно идти сюда. Идем дальше, сбрасывая вниз, проходим травянистый выступ, поросший диким луком, доходим до третьего кулуара (3), переодеваемся, сбрасываем по нему почти до ледника (высота 3500 м), немного набираем вверх по крупному конгломерату и останавливаемся на обед около 11 часов. Высота примерно 3600.

Выходим в 12.30. Путь идет наверх сначала по крупному конгломерату, потом по морене, направление держим к середине ледника. Пересекая несколько скальных гряд, выходим на снег. Дальнейший путь сложности не представляет, идем по середине, держа путь на перевал. На ночевку останавливаемся прямо под перевалом в 16.30 на высоте 4102 м. Состояние группы хорошее, настроение приподнятое, из палаток слышатся песни. Вечерний ужин получился с привкусом бензина, т.к. дежурные Дима и Андрей опрокинули часть сваренного мяса на подставку для горелок и потом выложили все обратно. Съедаем или несъедаем свой ужин и ложимся спать.

  • ЧХВ: 5 ч. 00 мин.;
  • Высота: 4240 - 3500 - 4102 м;
  • Перепад высот: -740/+602 м.


День 21 (27 июля)

Подъем на пер. Липского - спуск с пер. Липского - спуск по ледн. Петра Первого

Пер. Липского (2А, 4704)

  • расположен между вершинами 4905 и 5024 м;
  • координаты седловины (38° 58,1946′) с.ш. ; (71° 26,5938′) в.д.;
  • соединяет ледн. ИГАН и ледн. Петра Первого;
  • западный склон снежный, восточный - снежный-ледовый;
  • описание от ледн. ИГАН до ледн. Петра Первого

Соединяет долину реки Киргиз-об с долиной реки Вайзырек, ведет с ледника ИГАН на ледник Петра Первого, расположен между узловыми вершинами (порядка 4800 м).

Путь на пер. Липского идет сначала по моренам (боковым и основной), пересекая несколько поперечных гребней с правой стороны ледника по ходу движения и выводит на ледник, который в этом месте везде покрыт снегом. Трещин мало. Ледник поднимается к перевалу ступенями разной высоты и крутизны. Последняя взлетная часть имеет угол подъема около 30°. Весь путь занимает около 3,5 часа. Правая седловина имеет площадку 30x50 м. (примерно), большая часть которой покрыта снегом. В левой части есть скальные выходы, где можно поставить палатки. Высота около 4704 м.

С правой стороны гребень ограничен крутой вершиной, состоящей из светлого камня. Налево через скальное возвышение идет второе понижение, где установлен тур. Далее гребень хребта постепенно повышается. Гребень имеет несколько метров ширины, справа висит карниз, а слева поверхность снега закругляется и обрывается вниз, поэтому идти приходится ближе к левому краю. Через несколько сот метров появляются скалы, состоящие из плоских разрушенных камней (пластин); высота свыше 4800 м. Постепенно отдельные скалы переходят в целые скальные скопления и жандармы, преодоление которых представляет известную трудность. Взойти на вершину 4900 м, с которой открывается вид на долину ледника Арзынг, без серьезной работы невозможно.

Спуск на ледник Петра Первого начинается с правой стороны (по ходу) над ледосбросом. Путь вниз есть еще правее ледосброса по ледовому склону средней крутизны. Основной веревки хватает на то, чтобы спуститься с отвесного участка ледосброса, пройти участок ледового склона и выйти на лавинный след, где уже можно было делать ступени в фирне для дальнейшего спуска. Фирн крепкий и поэтому после непродолжительного спуска по крутому склону и преодоления небольшого бергшрунда, группа выходит на пологую часть закрытого ледника (один переход). Трещины расположены неравномерно, в верхней части их меньше, к низу - количество увеличивается. Нижняя, часть ледника - у моста соединения с соседний отрогом - покрыта тонким слоем моренного чехла. Спуск с перевала вниз есть еще несколько правее ледосброса, но он идет сразу по затяжному ледовому склону средней крутизны, и в тот момент был технически сложней.

Подъем группы в 4.00. Выходим в 5.00. Идти по фирну хорошо, но последние 100 метров пришлось преодолевать по снегу. На перевал поднялись в 8.22 утра, высота 4704 м, погода солнечная, холодно, сильный ветер, состояние группы отличное, наблюдается эйфория. Сняли записку группы туристов тк "Вестра" под рук. Никанорова А.Г. от 21 июля 2010, совершающих поход 6 к.с. Едим перевальный шоколад, в 8.50 начинаем спуск.

Так как год был снежный, то веревки провешивать не пришлось, спускались прусским шагом в кошках с самостраховкой ледорубом, справой стороны (по ходу). Примерно через 600 метров находится бергшрунд, переходим его по снежному мосту, образовавшемуся после схода лавин. В 11.00 становимся на обед.

Ледник Петра Первого

Ледник находится в истоках р.Вайзирек (л.п.Кара-Шура). Ледник долинного типа, длина около 13 км, ширина 500-1200м. Хорошо выражены моренные валы.

Схема ледника Петра Первого

Ледник Петра Первого состоит из пяти ветвей-притоков. Первый и второй притоки отделились от основного тела ледника и стали самостоятельными. Они полузакрытого типа, спускаются с юга на север, внизу на небольшом участке соединяются вместе, а дальше горный поток выносит воду в р.Вайзирек. Третий приток короткий, закрытый с разорванными участками ледопада вливается тоже с юга на север в основное русло ледника восточнее первых ветвей. Четвертый рукав разветвляется на два притока восточный (более длинный) идет на пер.Липского и южный (короткий) окружен крутыми склонами с тремя мощными ледопадами. Пятая или основная ветвь ледника идет с востока на запад. Основная масса льда спускается, частично в виде мощных ледопадов, с пятитысячных вершин перемычки разделяющих ледники Петра Первого, Девлохан и ИГАН. В верхней части ледника идут ледопады, далее он выполаживается. В кармане между правой боковой мореной ледника Петра Первого, а точнее ледника и рыжими склонами хребта находится "Сердоликовая долина", по которой течет крупный ручей. Здесь можно устроить лагерь. В долине можно найти среди камней сердолики небольших размеров.

После слияния двух ответвлений ветвей ледника с пер. Липского (ветвь 4) путь идет по правой орографически морене вдоль исчезающего иногда под ледником и мореной потока, с последующим выходом на центральную веть ледника. Дальнейший путь – на слияние ветви с пер. Липского (4) и южной ветви (3), направление на отметку 3595 м, далее пересечение ледника от левого края к правому, обходя крутые перегибы ледника и широкие трещины. Ледник открытый. Река Вайзирек втекает в ледник справа и уходит под него. Приходится преодолевать участок трещин, потом путь лежит среди ледника, покрытого крупными камнями, и мы выходим на правый берег. Начало тропы вдоль р. Вайзирек отмечено точкой "Начало ледника Петра Первого". Сход с ледника в любом удобном месте (разведка пути), сразу за впадением левой ветви ледника Петра Первого – ветвь из северного цирка п. 5403.

Выходим в 13.00. Возле слияния с южной ветвью ледника в 17.30 встречаемся с группой из Украины (рук. Олег Монсар), поднимающейся снизу. Распрашиваем их о путях спуска, и решаем встать на ночевку на морене неподалеку от отметки 3595 м на карте Генштаба. Есть удобные места для стоянок. Высота 3599 м.

  • ЧХВ: 5 ч. 50 мин.;
  • Высота: 4102 - 4704 - 3599 м;
  • Перепад высот: +602/-1105 м.

День 22 (28 июля)

Спуск по ледн. Петра Первого - спуск по р. Вайзирек

Подъем в 7.00, выход 8.10. С небольшой разведкой пересекаем ледник и спускаемся к р. Вайзирек. Путь идет вниз по долине по ор.п.б. Спуск идет по тропе, она в некоторых местах маркирована турами, местами пропадает, но в целом сбиться с нее сложно. По ней ездят на лошадях киргизские охотники. Скальный прижим проходится невысоко от реки, (10 – 15 м), по тропе, которая местами теряется на скальных полках. Около 12.00 становимся на обед. В 13.30 продолжаем движение вдоль реки по ор.п.б. В месте предполагаемого нахождения тропы на перевал начинаем набирать высоту выходя на травянистую террасу по руслу ручья. Тропу найти не удается и в 17.00 становимся на ночевку около предполагаемого места подъема на перевал н\к. Вода в ручье чистая, в р. Вайзерек вода мутная. При движении видели змею, поэтому соблюдаем осторожность. Настроение у всех бодрое, погода хорошая. Доедаем остатки еды, рассчитывая завтра на еду из кошей.

  • ЧХВ: 5 ч. 00 мин.;
  • Высота: 3599 - 3040 м;
  • Перепад высот: -540 м.

День 23 (29 июля)

Подъем на пер. н\к - подъем по д.р. Карашура - оз. Яшиль-куль - Джиргиталь - Душанбе

В 06.30 подъём, выход в 07.40. Ищем тропу около бокового ручья. Тропу найти не удается и мы поднимаемся влево вверх на предполагаемую седловину. Примерно через час неожидано находим тропу и почти сразу выходим на перевал в 09.20. Высота по GSP 3365 м. Встречаем пастуха, здороваемся. С перевала открывается вид на долину р. Карашура. Внизу пасутся стада овец, вдалеке видны коши.

Спускаемся по хорошей тропе вниз, выходим на дорогу вдоль р. Карашура, идем по ор.л.б. По дороге заходим в кош, где нас угощают лепешками. Наш путь лежит к оз. Яшиль-куль, где можно арендовать машину. Примерно в 13 часов вышли к озеру и расположились в кишлаке рядом с озером. Там нас накормили шурпой и напоили чаем. Тамже оказался УАЗ "козел", который мы сняли за 400 сомони. Выехали в 18.00 и в 20.00 часов были в Джиргитале.

Нашли маршрутку и за 90 сомони с человека доехали до Душанбе. В столице были в 03.00 30 июля. Покрутившись по городу, нашли места в гостинице "Фарханг" около цирка за 50 сомони в сутки. Приняли душ и легли спать. Поход закончился довольно неожидано.

  • ЧХВ: 3 ч. 30 мин.;
  • Высота: 3040 - 3364 - 3203 м;
  • Перепад высот: +324/-161 м.

День 24 (30 июля)

Душанбе

Решали вопросы с обратными билетами. Дима, Рома, Андрей смогли купить обратные билеты на "Атлант Союз", вылет в ночь в этот день. Остальные смогли взять билеты только на следующий день. Сходили на Зеленый базар купили подарки. Вечером общий сбор в кафе, обсуждение похода.

День 25 (31 июля)

Душанбе - Москва

Вылет Душанбе-Москва. "Tadjik Air" Света, Оля, "Атлант-Союз" рейс №222 Сергей, Аня.

Выводы и рекомендации

Заключение

Путешествие было совершно в одном из интереснейших горных раойнов. План горного похода был выполнен, было пройдено три перевала 2А, из них один в режиме первопрохождения, один перевал 1Б. Маршрут получился довольно насыщенным и спортивным, в походе использовали как скальную технику, так и снежно-ледовую. Удалось посмотреть суровый, но очень живописный район, участники и руководитель преобрели ценный опыт походов на Памире. Даже в очень сложные моменты похода, группа сохраняла слаженность, высокий уровень подготовки и отличные морально-волевые качества. Таким образом, мы показали, что залогом успешного прохождения маршрута является правильная подготовка до похода и хорошо подобраная команда.

Выводы

  1. На Памире целесообразно проводить походы 4-6 кс.
  2. По итогам похода уточнено расположение перевалов Учебный и Разведочный, совершено прохождение и составлено описание перевала Учебный Северный (2А, 4000).
  3. Совершено восхождение и составлено описание нового пути на перевал Обходной 1-ый (1Б*, 4137).
  4. В команде обязательно должно быть не менее двух участников с памирским опытом. Наш поход 3 к.с. проходил на грани, все же не хватало именно опыта "больших гор". Кавказский поход 2009 был значительно физически легче. Также необходим отдельный штурман с навыками ориентирования в сложном горном рельефе при отсутствии исчерпывающих описательных материалов.
  5. В поход надо брать только необходимое и самое легкое снаряжение, каждый грамм должен контролироваться.
  6. Часть раскладки может быть индивидуальной, каждый участник группы должен уметь составлять для себя раскладку, исходя из своих личных особенностей.
  7. Спасательная служба Таджикистана фактически отсутствует, при возникновении чрезвычайной ситуации надо надеяться на силы группы [1].

Рекомендации

  • Поход 4-6 к.с. в район Памира целесообразно планировать за полгода до начала. Команда должна провести как минимум один поход или учебно-тренеровочный сбор в горах.
  • На этапе планирования необходимо продумать маршрут до мелочей, использовать все доступные источники информации, подготовить картографический материал (SASPlanet, космоснимки, консультации).
  • Веревки брали длиной 80 м, это снижает кол-во точек и повышает скорость группы. Все веревки были диаметром 9 мм. Расходный репшнур мы брали 4 мм и для спуска одного человека его вполне хватало. Верхнюю обвязку я брал из стропы, т.к.необходима только, чтобы не откидывало при работе с тяжелым рюкзаком на рельефе (по стандарту ширина стропы должна быть не менее 4 см), блокировка тоже была выполнена из стропы. Дюльферы производили с нижним пруссиком, т.к. при таком расположении его легко можно сдвинуть при затягивании, что совершено невозможно при ипользовании верхнего пруса. Соотвествено для этого брали некрутящие спусковухи (reverso, gi-gi, шайбы). Точка встегивания уса спускового устройства должна быть в грудном перекрестии.
  • Палатки брали 2, из них одна была RedFox Explorer (трехместная). Палатка зарекомендовала себя исключительно хорошо, преимущество в том, что сразу ставится внутреняя и внешняя палатки, всего две дуги, без колышков вес 3 кг, по соотношению цена\качество идеальный вариант, хотя на первый взгляд тамбур маленький, но потом к этому привыкаешь. Единственное, что мы не готовили в палатке.
  • Спальники решили брать индивидуальные, т.к. надо было хорошо высыпаться, вес спальника не должен был превышать 1 кг, и темп диапазон до -15 град во всей одежде.
  • Горелки были бензиновые 3 штуки, две мы использовали постоянно и одна была в запасе. Конечно, мы опасались некачественого таджикского топлива, но в целом горелки дожили до конца похода. На дизтопливе горелки не горели, поэтому взяли самый низкооктановый бензин (АИ-76), добавляли туда еще присадку для двигателей LIQUI MOLY и чистили их каждый день. Высокооктановый бензин брать не стоит, т.к. его делают из АИ-76, добавляя туда оксид свинца, который насмерть убивает горелки. Группа А. Никанорова успешно прошла половину похода в этом году на уайт-спирте, купленом на стоительном рынке в Душанбе, правда на вторую часть их не хватило. Купленное топливо надо проверять сразу. Газовый баллон-дихлофос стоил в Душанбе $12. Также для готовки брали автоклав. В принципе можно жить и без него, если на все высотные участки брать сублиматы.
  • Вес личного снаряжения в походе для мальчиков не должен был превышать 17 кг вместе со всем железом. Список личного снаряжения можно посмотреть в приложении. В поход я брал только один комплект нижнего белья, еще один верх термобелья power-strech (так и ни разу не одел), штаны Quechua (материал аналог windstopper'a), очень хорошо защищают от ветра, дождя и дышат, куртка самая легкая RedFox Kara-Su (400 гр), поларка Баск из Wind-Pro, пуховка Сивера Волин. Особое внимание было уделено рукам, т.к. от их состояния во многом зависит комфорт на технических этапах. В снаряжении были верхонки с вкладками из поларовых перчаток, тонкие перчатки powerstretch, перчатки для работы с веревкой Kong. Хотел найти перчатки для холодной погоды с подкладкой из тинсулейта с накладками для работы с веревками на ледовых маршрутах, но до похода не успел.
  • В походе считаю, что надо использовать кроссовки на всех подходах и одевать горные ботинки только на технических этапах. Таким образом, снижается нагрузка на коленные суставы во время треккинга, снижаются затраты организма на передвижение и техническая обувь остается сухой для восхождения. Я использую кроссовки для бега в горах, которые имеют вставку из полимерного материала в подошве для стабилизации ступни. В этом году брал Salomon XTWings. Можно обратить внимание на модель Adidas Adizero, кроссовки The North Face, Vasque и другие. Ботинки были пластиковые Scarpa Vega и легкие шлепки на биваки.
  • До похода проводилась витаминизация организма витаминами Супрадин (таблетки), В6, В12, фолиевой кислотой.
  • Из-за особенностей района раскладка должна быть хорошо продумана, разнообразней и калорийней, по сравнению с походами на Кавказе. В этом походе попробовали сделать часть раскладки индивидуальной, карпит и сахар каждый брал сам, исходя из нормы своего потребления. Как показал опыт, это себя оправдывает, большинство осталось довольно такой раскладкой, но надо помнить, что каждый должен до похода выяснить свою норму потребления. Это позволяет оптимизировать раскладку индивидуально под организм каждого участника. Я брал также на второе кольцо для подкормки организма белковые коктейли, чтобы уменьшить расходы организма на переваривание пищи, и аминокислоты в таблетках. В принципе они себя оправдали. Хорошо зарекомендовали себя изотоники и витамин Супрадин в шипучих таблетках.

Справочные материалы

Список сокращений

а/л - альплагерь, альпбаза

в. - вершина;

г. - гора, вершина

град. - градусы

дол. - долина

д.р. - долина реки

н/к - некатегорированный

ор. - орографически

ор.л.б. - орографически левый берег

ор.п.б. - орографически правый берег

пер. - перевал

р. - река, долина

Cписок личного и общественного снаряжения, аптечки

Скачать список снаряжения и аптечку

Краткий топонимический словарь

Ниже приводится примерный перевод местных географических названий, встречающихся в районе путешествия.

Памир - "крыша мира", "подножье солнца".

с.Ляхш - "хорошая почва", "плодородная земля".

Джаилган - "раскинувшийся".

Кара-Генже - "черная поляна".

Сара-Гендже - "желтая поляна".

Мин-Булак - "тысяча родников".

р.Мук-Су - "бешеная, пьяная вода".

р.Кызыл-Су - "красная вода" (киргизск.).

р.Сурхоб - "красная вода" (таджикск.).

р.Кандоу - "вкусная вода", "сладкая вода".

р.Мргет-Су - "грязная вода".

л.Бырс - "арча".

л.Гульчат - "цветок"

л.Гандо - "плохой".

л.Девлохан - "пастбище".

Гарм (Гармо)- "теплый".

Вайзирек - "богатая трава".

Пашингар - "верхний".

пер.Сагрун - "сурковый перевал", местное название перевала пеший.

Пулисангин - "каменный мост".

Кок-Су - "зеленая вода".

Зарю-замин - "глубокая земля".

Гардани-Кафтар - "лебединая шея".

Сангоба - "каменная река".

Хингоу - "мутная" (вода) (таджикск.)

Мазар - святое место.

Пир-як - старый ледник.

Тавиль-дара - "глубокое место".

Лянгар - "хорошее место".

об,оби - вода, река.


Список литературы

1.Библиотека отчетов МГЦТК (отчеты 029840, 030172, 030850, 031801, 032957, 035862)

2.Каталог перевалов тк "Вестра"

3.Отчет о походе по Цетральному Памиру, 2004, Рыкалов Петр, МАИ

4.Отчет о походе по Северо-Западному Памиру, 2006, Дима Шаповалов, г. Киев

5.Сайт карт Славы Завьялова

6.Фото, видео переправы р. Киргизоб