Кавказ-2009 - отчет

Материал из MaleficWiki
Версия от 10:42, 25 сентября 2009; 10.0.1.29 (обсуждение) (Новая страница: «{{it-is-report}} ''' Отчет о горном походе 4 к.с. по Кичик-Алаю (Памиро-Алаю), совершенном группой тур…»)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Это отчет о походе. Перед редактированием читайте Правила оформления отчетов о походах

[{{{1}}} Скачать результирующий html]

</span">

Отчет о горном походе 4 к.с. по Кичик-Алаю (Памиро-Алаю), совершенном группой туристов московского горного клуба «Вестра» с 13 июля по 1 августа 2007г.

руководитель Гладилин Сергей Александрович

Содержание

Справочная информация о походе

Район похода: Кичик-Алай, Памиро-Алай

Нитка маршрута: сел. Шанкол – д.р. Шанкол – пер. Таш-Менит (н/к) – д.р. Утор – пер. Утор Вост. (1Б, п/п) – д. р. Чугам – пер. Кумбель (1А) – лед. Джолджилга – пер. Цвиллинга (2Б) – лед. Джолджилга Южный – восх. на плечо вершины Таврия (2Б, рад) – пер. Виктора Капанина (1Б, п/п, до прохождения был известен как Адыгель) – д.р. Кичик-Алай Вост. – пер. Дмитрия Собянина (2А) – восх. на пик Скобелева (2Б, рад) – пер. Дамджайлоо (2А*) – озера Дамджайлоо – пер. Вспомогательный + пер. Больших спортсменов (1Б, п/п) – восх. на в. Кызыл-Ункюр (п/в, 1Б) – Алайская долина.

Категория сложности: четвертая

Состав группы:

  1. Гладилин Сергей Александрович, 5ГУ, 5ГР
  2. Мегорский Борис Вадимович, 3 с эл. 4 ГУ
  3. Наседкин Сергей Валерьевич, 3ГУ
  4. Попов Алексей Вениаминович, 6ГУ
  5. Попова Екатерина Игоревна, 5ГУ, 1ГР
  6. Сидоренко Станислав Михайлович, 4ГУ
  7. Шереметьева Наталья Владимировна, 4ГУ, 3 с эл. 5 ГУ
  8. Шуткин Андрей Сергеевич, 3ГУ
  9. Шуткин Юрий Сергеевич, 3ГУ
  10. Ярыкин Павел Николаевич, 5ГУ

Дневник похода и техническое описание перевалов

День 1, 13.07.2007

Рейс «Москва-Ош» авиакомпании S7 прибывает в Ош рано утром. Уже в 9.30, предварительно позавтракав, мы выехали на КамАЗе вверх по р. Кичикалай Вост с целью оставить заброску в селении Кашкасу. Дорога по долине р. Кичикалай Вост. является хорошей (по горным меркам) грунтовкой. Ущелье довольно узкое и дорога часто прыгает с берега на берег по мостам. Путь до Кашкасу у нас занял почти 4 часа грязного времени.

Почти все мосты находились в хорошем состоянии. Точнее, все, кроме одного, в котором была впечатляющая дыра примерно на треть его ширины и сомнительный противоположенный край. Но наш водитель показал высокий класс (нас, правда, высадил) и проехал по нему, вписавшись по ширине в целую часть моста. Запаса не было. Заметим, что на обратном пути целую часть моста уже укрепили, и грузовик по нему проехал без проблем.

После того, как заброска была оставлена, КамАЗ завез нас в селение Шанкол на севере Кичик-Алайского хребта. Выгрузились в селе Шанкол в 17.15, т.к. не сумели найти проезд на дорогу, ведущую вверх по ущелью (дорога была перекопана, а показать объезд местные жители почему-то не смогли).

Всего дорога 7:45

Чистого времени дороги 6:40, в том числе заезд к заброске около 5ч (заезд вверх 3 часа, спуск вниз 2 часа)

В 17.45 начали движение пешком по грунтовой дороге вверх по долине Шанкол. Дорога хорошая, наш КаМАЗ вполне мог бы тут проехать. Успели пройти 2 перехода с 10и минутным привалом.В 18.50 (высота 1660) находим площадку около речки под откосом дороги и организуем бивак. Отбой в 21.40.

Суммарно за день:

Пройдено: 3685м (от начала маршрута, не считая заезда);

Разница высот:+198м (от начала маршрута, не считая заезда);

Времени в пути 1:05;

Чистого времени 0:55.

День 2, 14.07.2007

Перевал Таш-Менит (н.к., 2731 м., тр.)

Перевал Таш-Менит находится в правой-верхней части долины Шон-Кол и является классическим скотопрогонным перевалом. Вторая сторона перевала выходит в боковую долину ущелья Утор (впадающего в основную долину в нижней части). Судя по тропам, часто используется в связке с траверсом бокового хребта и выходом в среднюю часть р. Утор.Большую часть пути на перевал можно проехать на машине по дороге, которая идет вдоль р. Шон-Кол и еще немного.

Подъем дежурных 5.30, общий 6.10.Выход в 7.35. На небе тонкая облачность, гора по левому берегу уже освещена солнцем.Продолжаем подъем по дороге в сторону перевала Таш-Менит.

Сделав 3 неторопливых перехода с большими привалами, в 10.05 подошли к развилке долин (до сюда еще можно доехать на машине). Вперед – подъем к леднику Шанкол, туда уходит грунтовая дорога, налево – к перевалу Таш-Менит – уходит тропа, по которой местные жители ездят на осликах. Тропа достаточно круто набирает высоту. Нам – по ней.

11.20 (Высота 2500). Прошли деревню. Выше деревни тропа становится малозаметной. Более того, в деревне основная тропа уходила в ор. левую часть долины, вдоль левого притока. Мы же идем по основному ручью, который прижимается к правому (ор.) склону. Переменная облачность.

11.56. Встали на обед. Тучи сгущаются над нами, натягиваем тент. Выше деревни ручей становится исчезающим. И для обеда место с водой пришлось некоторое время искать. Нашли локальный исток.

До обеда шли 4ч 10 минут, чистого времени 2ч.55минут.

Во время обеда шел дождь, гроза. Ждем немного.

14.20. Погода улучшилась. Вышли с обеда по зеленке в сторону перевала. То есть примерно вдоль русла ручья, который местами даже журчит.

В 14.35 прошли посередине между двух кошей. Это последние коши по пути к перевалу ([ фото 1]). Отсюда наш путь идет сначала вверх по кулуару, затем по отличной натоптанной тропе – влево по ходу крутым косым траверсом на седловину пер. Таш-Менит.

15.20-15.40. Перевал, шоколадка и все такое. Дождит немного.

Подъем на перевал от обеда занял около часа.

С перевала уходит 2 заметные тропинки вниз-направо. Нижняя спускается на дно долинки, являющейся левым притоком р. Утор – и дальше идет по ней, видимо – до слияния с р. Утор в ее нижнем течении. Верхняя траверсирует с набором направо по ходу высокий отрог, перевалив через который попадаешь в среднее течение р. Утор. Идем по верхней. Вероятно, идти прямо по гребню было бы несколько удобнее, поскольку тропа регулярно штурмует заросли кустов.

16.05 (Высота 2900). Сидим на гребне отрога, который, по сути, является соседним (по отношению к перевалу Таш-Менит) плечом узловой вершинки. Конкретно дождит. Тропа отсюда уходит направо по ходу траверсом, постепенно спускаясь в долину, где видны коши. На «спуск» тропа существенно тоньше, чем на подъем, видимо в силу того, что часть скота разбредается по пастбищам в районе перевала. Практически без остановки продолжаем движение по тропе, которая идет по хребту вниз, проходит под скалами (и над «бараньими лбами», которые отсюда не видны) и разворачивается. Далее траверс вниз. Тропы опять множатся. Некоторую сложность представляет последний спуск к реке Утор в районе верхнего коша (в среднем течении р. Утор). Он проходит по крутому склону с выходом «бараньих лбов» (по тропам) и особенно неприятен для прохождения под дождем, когда тропы размокают и становятся весьма скользкими.

К реке тропа выходит сразу выше бараньих лбов, которые идут по нижнему краю большей части склона. Время 17.15. В 17.35 встали лагерем несколько ниже кошей.

Суммарно за день:

Пройдено: 11259м;

Разница высот:+1233м, -250м;

Времени в пути 10:00 (7:30 на подъем, 2:30 на спуск);

Чистого времени 8:00 (6:00 на подъем, 2:00 на спуск).

День 3, 15.07.2007

Сегодня наша задача – подняться вверх по р. Утор.

Подъем дежурных в 5.00, общий 5.30. Облачно. К 7 утра облака раздуло.

Вышли в 7.15. Двигаемся вверх по долине. Некоторое время даже идем по грунтовой дороге. Впереди уже видны скалы со снежком и путь нашего дальнейшего движения. ([ фото 2])

9.55 (Высота 3235). Подошли к красивому водопаду ([ фото 3]). Солнце раскочегаривается, группа постепенно раздевается.

Обошли водопад по ор. левому борту, прижались обратно к реке. Тропы в принципе еще просматриваются.

10.55 (Высота 3412) Привал на уровне верхнего водопада, под Жандармом. Отсюда открывается прекрасный вид на Ферганскую долину.

11.40. Встали на обед на террасе над водопадом. Терраса большая и довольно плоская. Последнее (при подъеме) место для бивака на зеленке. Выше только осыпи.

В 14.15 вышли с обеда. В 15.05 после очередного взлета выходим к озеру (высота 3570). Решаем ставить лагерь. Мест под палатку, правда, нет, но у нас полно времени, чтоб их построить.

Суммарно за день:

Пройдено: 3913м;

Разница высот:+927м;

Времени в пути 7:50;

Чистого времени 5:15.

День 4, 16.07.2007

Перевал Утор В. (1Б, п/п, 4205м, сн.-ос.)

Подьем дежурных 5.00, общий 5.30. Облачно. Сидим в туче.

Вышли в 7.10. Облако приподнялось метров на 30, иногда даже видно небо. Сразу одели каски, т.к. двигаться предстоит по достаточно крутым осыпным склонам.

В 8.30 мы подошли под конечную морену ор. левой части ледника. Здесь находится абсолютно плоская моренная площадка внушительных размеров. Отсюда двигаемся по карману левобережной морены. В кармане лежит небольшой снежник.

В 9.00 принимаем решение подняться из кармана на гребень морены (высота 3910). Сквозь туман просвечивает наш перевал. До перевала по леднику везде полого. Осталось только найти удачный путь по моренным волнам и преодолеть небольшой перевальный взлет. ([ фото 4])

Идем по волнам конечной морены левой части ледника прямо в направлении перевала. Потом по срединной морене (тонкая морена, идущая по грандиозному горизонтальному ледовому гребню) выходим к правому (ор) краю ледника, под нависающие скалы.

10.00. Наш перевал прямо и налево. Видимость опять пропала. Совсем. Движемся плотной группой, где-то справа гремит гроза. Идем в молоке со снегом переменной плотности. Идем по леднику, чуть-чуть присыпанному снегом. Затем ледник становится закрытым – организуем связки.

11.35-55 (Высота 4210). Взошли на перевал. Седло находится в восточной части. Снег продолжается ([ фото 5]). Да еще и громыхает опять где-то близко. Съели шоколадку и быстро повалили вниз.

Перевал Утор соединяет долины рек Утор и Чугам. Он представляет собой длинную и пологую седловину без ярко выраженной перевальной точки. С севера подъем на перевал осыпной, в верхней части пологий заморенный ледник, перевальный взлет некрутой снежно-ледовый. Южный склон весь осыпной. На спуске имеется несколько довольно крутых моренных сбросов. Тропы наличествуют только в зеленых частях долин.

Спуск с седла по средне-мелкой осыпи крутизной 15-20°, локально до 25°. При спуске с перевала удобно забирать немного влево – там положе.

12.10. Уже в цирке. Не останавливаясь продолжаем движение по морене. Путь очевиден.

12.20 (Высота 3750) Привалились на горизонтальном выполаживании, которое, судя по всему, в хорошую погоду является зеленой полянкой. Привал всего 4 минуты. Снег. Дует. Холодно. Слепили снеговика.

Далее спуск по морене (все под снегом) с небольшими привалами и сборами группы. Более крутые куски (до 30°, сыпуха скользкая и с удовольствием едет) преодолеваем плотными группами по диагонали.

Морена очень неровная, с большим количеством гребней. Осыпь преимущественно средняя.

13.55 (Высота 3440). Катя подвернула ногу. Спустили ее до зеленки в 20 метрах ниже и встали на обед. Хорошо, что есть тент. Ближайшая вода в двухстах метрах внизу. Попили чаю, встали лагерем на ночь тут же. ([ фото 6])

Суммарно за день:

Пройдено: 5014м;

Разница высот:+633м, -768м;

Времени в пути 6:45 (4:25 на подъем, 2:00 на спуск);

Чистого времени 5:10 (3:10 на подъем, 1:55 на спуск).

День 5, 17.07.2007

Перевал Кумбель (1А, 3885м, ос.)

Подьем дежурных 5.00, общий 5.30.

Наша задача на сегодня – найти траверсную тропу направо по ходу, идущую вверх по долине Чугам, по ней подняться к перевалу Кумбель и пройти его.

Облачно, чуть капает. Катю полностью разгрузили. Оставили собственно рюкзак и пуховку в нем. Вышли из лагеря в 7.35. Идем вниз до истоков ручья, далее по ручью, по левому берегу.

8.00. Характерное место ([ фото 7]). Невысокий гребешок справа становится локально еще ниже и, главное, не скальным. И в этот своеобразный«перевал» ведет тропа. Это и есть искомая нами траверсная тропа. Нам туда.

8.15. Наш «перевал» (гребешок) оказался почти дном соседнего кулуара/долины. Далее на правый склон (уже нормального масштаба) идет траверсом хорошо заметная тропа. Она поднимается на очередной гребешок и далее идем чистым траверсом с отличным видом на долину р. Чугам. ([ фото 8])

Далее тропа идет траверсом, постепенно спускаясь на дно долины Чугам. В одном месте приходится преодолевать скальный сброс, требующий немножко лазания. В 10.00 (высота 3330) зашли в кош на дне долины. Теперь наш путь вверх к перевалу Кумбель, хорошо известному местным жителям. С погодой пока везет – солнце. Можно и просушиться на привалах. ([ фото 9]).

Тропа идет по ор. левому берегу реки, после поворота долины – по мелкоосыпному и конгломератному склону. В нашей ситуации (после вчерашнего снегопада) он в нескольких местах размыт микро-селевыми потоками. Постепенно количество снега увеличивается и тропа теряется под снегом ([ фото 10]).

13.15. Вышли на седловину перевала.

Перевал Кумбель является хоть и не самым простым, но скотопрогонным перевалом. Перевальный взлет (с обеих сторон) обычно мелко-конгломератный крутизной порядка 20°. За 15 минут спустились с перевального снежно-конгломератного взлета ([ фото 11]) и еще через 10 минут (13.45) встали на обед у какого-то ручья на поле заснеженного лука.

15.15. Закончили обедать и вышли траверсом левого (по ходу) склона вверх по долине в сторону перевала Цвиллинга. Наша цель - попасть в долинку за левым отрогом, вдоль которого мы спускались.

15.25. Повернули в правый снежно-осыпной карман. Но вскоре решили вылезти наверх, на морену ледника Джолджилга. Карман оказался очень неудобным для движения.

15.40 (Высота 3725). Вылезли на покровную морену. Она также не особо ровная, но в среднем положе и приятнее для движения. Размер крупный и средний. Много живых камней. Движемся в целом по гребням, по возможности, без потери высоты сдвигаясь к центральному гребешку. Средняя скорость движения очень небольшая – Кате с больной ногой двигаться тяжело. ([ фото 12])

Погода нормальная, но верх ущелья затянут, и перевал просматривается только кратковременно и не очень хорошо. Иногда слегка капает.

17.00 (высота 3812). Встали лагерем на небольшом выполаживании морены, около серединного гребня. Делаем места под палатки с использованием свежего снега.

Суммарно за день:

Пройдено: 6872м;

Разница высот: -234м, +679м, -211м, +139м;

Времени в пути 9:25;

Чистого времени 6:15.

День 6, 18.07.2007

Перевал Цвиллинга (2Б, 4264, сн.-лед.)

Подьем дежурных 5.35, общий 5.55(по плану 5/5.30).

Абсолютно ясно. Морозно.

Утро сегодня выдалось сказочное. В ясную погоду никто не верил, поэтому мы все оставили ботинки в тамбуре, вставали как золушки – в смысле все в хрустальных башмачках. А началось это прекрасное утро с того, что не сработали будильники, потом Серега (он был дежурным) залил в горелку вместо бензина смесь похожего цвета – Зуко с чаем. И мы долго поэтому не могли приготовить еду. Отсюда вывод: смесь Зуко и чая не горит. Потом вдобавок была пролита часть спирта.

Тут-то нам и пригодилась третья горелка. Зуко-чаевая смесь мало того, что не горит, так еще и замерзает прямо в горелке и шланге. Диагноз для экспериментальной горелки: отогреется – починим, а пока в морг. Готовим на двух оставшихся.

8.00. Выход. Долгожданный. Идем по срединной морене.

8.20 (высота 3890). Подошли под нунатак, тут, в принципе можно стоять, даже лужа какая-то есть. Но место не фонтан. Собственно, этот нунатак замыкает цирк перевала снизу. Начинаем подъем в цирк по ор. правой ветви ледника Джолджилга. Покровная морена становится не сплошной. Точнее, от нее остаются скорее отдельные камни и дорожки. Но камней и снега хватает, чтобы спокойно и без кошек подниматься.

В 9.15 привалились над нунатаком. На нунатаке стоять вполне удобно, но возможен сильный ветер. Далее пойдем в связках. Выходим в 9.55.

На перевал есть два пути подъема – слева и справа от скального жандарма, разделяющего перевал на две части. У нас имеется описание альпинистов, характерное для менее снежного года. Оно предупреждает об опасности камнепадов с жандарма и рекомендует подниматься правее него. В наш год жандарм не камнеопасен, но путь движения мы выбираем именно такой, какой предложили альпинисты.

Широкая седловина перевала подрезана большим бергшрундом. За 30 минут подходим под него косым траверсом справа налево. Ледник закрыт, крутизна до 30°, идем с ор. левого края цирка на центральную часть взлета. По пути преодолеваем несколько трещин. ([ фото 13])

Далее надеваем кошки и провешиваем веревки: сначала через берг, затем по ледовому склону 40-50°. Лидер начал провешивать первую веревку в 10.50.

(Начало технической работы – перила готовы – веревка снята).

1ая веревка: 10.50-11.15-12.30

2ая веревка: 11.40-12.00-13.25

3ья веревка 12.20-12.45-13.45

4ая веревка 13.00-13.15-14.00

Первые 3 веревки идут по 45-50° ровному ледовому взлету (слегка присыпанному свежим снегом). Поднимаемся почти вертикально, слегка смещаясь в сторону, чтобы не засыпать сидящих внизу. Только конец третьей веревки не виден снизу. Четвертая веревка уже существенно положе и заканчивается прямо на седле. Седловина снежная, посредине стоит жандарм, сидим возле него. Закончили подъем на перевал в 14-00.

Лидер поднимался с 2мя инструментами с нижней страховкой (3-4 промежутка) без рюкзака. Второй снимает все промежутки, кроме среднего, на котором вяжет промежуток. На станциях больше чем по 4 человека не собираемся. С седла сразу уходим в мульду около жандарма.

Солнце палит во всю. На седле дует.

Спуск с перевала – пешком на закрытый ледник. На леднике недалеко от перевала находится небольшое озерцо ([ фото 14]). Спуск с перевала до озера пробегается минут за 10-15. У озера организовали обед и как следует отдохнули.

Перевал Цвиллинга, на наш взгляд, соответствует 2А-2Б категории сложности. Подъем требует организации 4-х веревок перил крутизной до 50°. В менее снежный год перевал также может быть осложнен тем, что через бергшрунд может не быть мостов. Если сравнить перевал с другими перевалами данного района, классифицированными, как 2Б, то можно утверждать, что пер. Цвиллинга объективно сложнее перевалов Дамджайлоо и Дмитрия Собянина и сравним с Седлом Скобелева. Таким образом, мы считаем нужным классифицировать перевал как несложную 2Б. Однако, если и в другие годы перевал не будет представлять существенной камнеопасности, мы считаем возможным его прохождение по пути слева от жандарма. Возможно, такой путь позволит уменьшить категорию сложности перевала до 2А. Также отметим (подробнее об этом – ниже), что мы предлагаем понизить категорию сложности перевалов Дамджайлоо и Дмитрия Собянина.

16.25. Вышли с обеда. Идем сначала вдоль камней, потом по морене вдоль левого берега.

Шаблон:Gallery

Шаблон:/gallery

16.50. Собираемся у сброса морены. Сброс проходим траверсом направо плотной группой. Через 10 минут выходим на старую осыпь. Еще через 15 минут подходим к следующему сбросу, уже старой и слежавшейся морены. Далее спускаемся сдвигаясь к правому борту долины, но не прижимаясь к нему слишком сильно. Проходим мимо нескольких небольших моренных озер и идем дальше вдоль ручья ([ фото 15], [ фото 16]).

Погода хорошая, где-то далеко вдали виден Памир.

18.15 Организуем бивак у последнего гигантского сбросав долину, текущую с лед. Южный Джолджидга. Встали на берегу одного из озер.

Надо отметить, что в этот день мы изначально планировали успеть также подойти под вершину Таврия. Однако Катина подвернутая нога, к сожалению, не позволила нам это сделать.

Суммарно за день:

Пройдено: 3212м;

Разница высот: +452м, -316м;

Времени в пути 10:05;

Чистого времени 6:30.

День 7, 19.07.2007

Подъем на плечо в. Таврия (2Б, рад.)

Подьем общий 5.00. Ясно, легкий мороз.

Выход в 6.50. Идем чуть вниз по осыпи, затем траверсом по песчаному склону направо к морене ([ фото 17]).

Через 25 минут хода сделали привал в кармане морены.Песок, ручеек и абсолютно ровно. Но стоять здесь не стоит – может смыть.

7.25. Тронулись вверх по леднику. Сразу вскарабкались на морену. Морена отличная, ровная, среднего размера. Да и не круто совсем. Даже Катя идет вполне бодро.

Через 35 минут дошли до поворота. Выходим на пологий открытый ледник Джолджилга Южный. Хоть и морозец, можно идти без кошек.

20 минут хода по леднику – выходим в цирк. Дальше ледник закрытый, уходим к левобережной морене и далее по ней. Там не так удобно – морена весьма наклонная. Но идти, благо, не далеко.

8.45 На левобережной морене ледника организовали лагерь. Отсюда мы пойдем на вершину Таврия, а завтра на перевал, названный киевлянами Адыгель (название было дано ими до прохождения–мы по праву первопроходцев присвоили перевалу имя Виктора Капанина).

Катя с Лехой остаются в лагере, остальные восемь участников собираются на вершину.

Выбранный нами маршрут на в. Таврия имеет 2Б альп. категорию трудности. По нашему мнению сложность данного маршрута превышает сложность перевалов 2Б, встречающихся в районе. Пройденная нами часть маршрута (до гребня) уже соответствует по сложности пройденным нами перевалам 2Б к.сл. Мы считаем, что данное препятствие может быть зачтено участникам как 2Б радиально. Полный подъем на вершину (нами не осуществленный) по всей видимости требует целого дня технической работы и, возможно, будет соответствовать по сложности туристским перевалам 3А к.сл. Подъем на вершину обязательно требует раннего выхода (иначе – не успеть, как не успели мы).

Шаблон:Gallery

Шаблон:/gallery

9.50. Выходим ввосьмером. За 30 минут пересекли ледник и подошли под южный гребень в. Таврия. ([ фото 18]) Еще за час поднялись на него. Эту точку альпинисты назвали перевалом Таврия. Отсюда неплохо просматривается наш дальнейший маршрут ([ фото 19]).

11.20. Первый технический кусок – пологие, но зализанные бараньи лбы. Можно пройти на трении, но лететь далеко. Вешаем полторы веревки по лбам и еще столько же по наклонной осыпной полке налево по ходу до большого камня. В общем-то, тут веревка не нужна – полка широкая и пологая.

На камне кучкуемся. Дальше узкий камнеопасный кулуар, а этот камень находится в стороне и в целом защищен стеной. Все станции делаем на выступах (расходкой, петлями, веревкой).

13.00. Еще пологие полверевки до кулуара и полверевки вверх по нему. Хотя в имеющемся у нас описании кулуар несложен, в реальности его преодоление досталось нам нелегко. Стены кулуара неровные и крутые (градусов 75). Дно засыпано свежим снегом по колено, из-под которого торчит лед. Делать станции крайне неудобно. Для этого приходится выходить на небольшие боковые полочки и там искать, куда забить крюк. В средней части кулуара имеется небольшая (метра 2) ступень. Под ней снега совсем мало, а льда под ней и на ней – достаточно. Но даже кошки вряд ли помогли бы – тонкий натек. Вторая от камня веревка заканчивается как раз в 5 метрах от верхнего конца кулуара.

Кулуар заканчивается красивым V-образным раздвоением. Левая ветка через гребень выводит на вертикальную стенку. Так что нам туда не надо. Третью откамня веревку (6-ую всего) вешаем, выходя на гребень вверх-направо от кулуара. Лазание не сложное, но много живых камней, которые лучше не сыпать. Эта веревка выводит нас на плечо в. Таврия (4492).

Лидер поднялся на плечо в 14.55. Последний поднялся к 15.30. Высота 4492. Во время работы лидера кулуар держали свободным, опасаясь того, что он сбросит камень.

От этой станции гребень становится положе. В принципе, по нему можно дальше идти в связках (лететь-то есть куда)почти ногами. Судя по описанию, в дальней части гребня есть еще участок, где снова становится круче. В сложившейся ситуации (уже довольно поздно) принимаем решение отказаться от дальнейшего восхождения и возвращаться в лагерь.

Спуск начали в 16.00. Верхнюю веревку сдергиваем, две следующие последний спускается свободным лазанием. Пологую полку на спуск прошли без веревок, аккуратно страхуясь ледорубом. Ниже организовали еще полверевки перил (последний – лазанием) и последнюю (по бараньим лбам) веревку (сдернули).

18.45. Кулуар свободен. Еще через 40 минут все на «седле» – в начале технической части маршрута. Две веревки траверса (включая верхнюю часть скал) снимаются своим ходом с нижней страховкой, последняя веревка сдергивается с петли.

19.35. Спустились в лагерь. За день снег на склоне и леднике раскис – спускались, проваливаясь в мокрый снег по развилку. На леднике нас, кроме того, ждали весьма крупные ручьи.

В целях безопасности, ледник пересекали (в обе стороны) в связках. Но трещин так и не обнаружили, что логично. И ледник здесь совсем ровный, и ручьи огромные текут по поверхности.

Суммарно за день:

Пройдено: 3 км;

Разница высот: +544м, -385м (из них +-385 – радиальный выход на Таврию без рюкзаков);

Времени в пути 12:45;

Чистого времени 11:40.

День 8, 20.07.2007

Перевал Капанина (1Б, п/п, 4430м, сн.-ос., до п/п был известен как пер. Агидель)

Подъемобщий в 5.40. Переменная облачность.

7.50. Выход. На перевал пошли по закрытому леднику Джолджилга Южный в связках. Сначала вдоль морены подошли под скалы, делящие ледник на 2 части (наша ветвь восточная). Далее повернули к центру – на не слишком выраженный ледовый гребень посередине нашего ледника. Через полчаса вылезли на ор. левый гребень (ведет от скал на основной гребень) и сделали привал. Еще через 35 минут хода подошли к основному ледовому гребню. Тропежка по развилку, каруселим. Гребень ведет на вершину 4528, которая находится рядом с нашим перевалом. ([ фото 20])

В 10.40 вышли на полку под вершиной, и за 10 минут вышли на перевал. Тур сложили в западной части седловины на больших камнях. Назвали перевал в честь Виктора Капанина, ветерана московского клуба Вестра. По сути, подъем представлял из себя нудную и непрерывную тропежку. Временами по пояс, а временами по колено.

Перевал Виктора Капанина соединяет ледник Таврия и долину реки Талдыкёль, выводящую к реке Кичик-Алай Восточный. Перевал пологий. С севера на перевал выводит ледник. В верхней части ледник закрытый и имеет несколько больших трещин и бергшрунд. В нижней части ледник ровный и пологий. Путь подъема на перевал идет по локальному хребтику вершины 4528 в обход бергшрунда. И уже потом (на уровне перевала) идет траверс по снежной полке над бергшрундом. Спуск на юг некрутой (перевальный взлет около 20°) осыпной. При движении в обратную сторону на подъеме самым сложным будет ориентирование (если смотреть с речки, наличие висячей долины рядом совершенно неочевидно).

Таким образом, кошки для этого перевала являются сугубо опциональными. Основной технический элемент – движение в связках.

Подъем на перевал: 1:30

Спуск с перевала: 0:15

Замечание: насколько нам известно, через несколько дней после нас перевал был пройден украинской группой, которая по какой-то причине не нашла нашу записку. Они оставили свою записку, в которой указали название перевала Агидель, а не Виктора Капанина.

Шаблон:Gallery

Шаблон:/gallery

11.40. Начали спуск в цирк по 20° осыпному склону с лифтом. ([ фото 21], [ фото 22])

11.55. Обед. По цирку течет приятный ручей. Разлагаемся на солнышке и сушимся. Но недолго. Вскоре небо затянуло. Стало холодно. Дует.

14.05. Выход с обеда. Цирк представляет собой ровную висячую долину с элементами травы. Пересекаем ее за 15 минут. Внизу огромная древняя ровная морена. Но до нее надо еще спуститься. Наша терраса заканчивается крутым осыпным склоном с камнями среднего размера. Да еще и не особо слежавшаяся. Зато по правому краю имеется русло ручья. Оно существенно положе – 15-20°. Кроме того, на нем попадаются элементы лифта.

14.30. Вот мы и в основной долине. На первый взгляд это место склона почти ничем не выделяется. Даже ручья не видно. Привалились, собрались. И тронулись вниз по долине. Долина представляет собой широкую, ровную, зеленую и очень древнюю морену. Местами под камнями ручей превращается в озеро.

В нижней части долина становится круче. Идем вдоль ручья. Причем почти сразу находим небольшую тропинку.

В 14.55 приходим к слиянию нашей долины с соседней. Морена по сути кончилась. Основной рельеф – трава с камнями. Здесь явно место для коша. Но начинается дождь, и где-то недалеко гремит.

До 15.30 пережидаем дождь под тентом. Далее валим вниз по тропе по левому берегу. После второго места для коша тропа уходит траверсом вверх на мелкоосыпной склон. Предположительно, она уходит на урочище в районе отметки 3781. После ложной попытки идти по ней сваливаем вниз вдоль реки просто по травяному склону с кучей мелких разнонаправленных бараньих троп.

16.20. Решили далеко не валить, а встать пораньше. Тем более, что времени уже не мало, а ниже видно, что ущелье сужается. Кроме того сомнений добавляла хорошо набитая тропа, идущая косым траверсом наверх по правому берегу (на следующий день мы убедились, что она нам не нужна).

Дождь кончился, выглянуло солнышко. Решили просушить палатки. В результате, после неожиданного порыва ветра пришлось возвращать палатку с другого берега.

Суммарно за день:

Пройдено: 2965м;

Разница высот: +323м, -385м;

Времени в пути 8:30 (4:00 на подъем, 4:30 на спуск );

Чистого времени 4:10 (2:30 на подъем, 1:40 на спуск).

День 9, 21.07.2007

С утра сидим в палатках, никуда не идем. За бортом непогода.

10.30. Объявили дождь закончившимся. Быстро собрали рюкзаки и повалили дальше. Как раз к нашему выходу к нам подошли местные. Немного поговорили. В результате, они показали нам правильную тропу и угостили куртом (местный творожного вида сыр). За 40 минут бодрого движения спустились к началу ущелья и перешли с левого берега на правый по мостику возле их юрты.

Идти именно тем путем, который нам указали пастухи, в принципе не обязательно. Единственное, что действительно важно – до поворота реки направо двигаться по левому берегу, в районе поворота и резкого сужения долины – перейти по мосту у коша на правый. Дальше вниз от коша уже ведет однозначная хорошая тропа, многократно пересекающая реку по мостам.

В 12.10 пришли к броду. Речка в этом месте довольно мощная – по камням уже не перепрыгаешь. Во всяком случае, после непогоды. Нашли дерево и перебрались через ручей маятником на руках. Но 2 человека предпочли перебродить по колено.

В долину Кичикалая вышли еще через 15 минут в 12.40. Аккурат к мосту через р. Кичик-Алай восточный.

Забираем заброску. Река Кичик-Алай Восточный.

За 20 минут по автомобильному шоссе (грунтовка) дошли до нашей заброски. Упаковали ее в рюкзаки и отправились дальше. Через 30 минут между дорогой и ручьем нашли какие-то «источники». Скорее всего, это та же самая вода из Восточного Кичик-Алая, но отфильтрованная. Во всяком случае, прозрачная. Организовали обед.

15.30. Вышли с обеда. Идем вверх по дороге по ор. правому берегу р. Восточный Кичик-Алай. По пути прошли мимо села на левом берегу и стоянку экскаваторной техники.

17.27. Дошли до реки Киндык. Хотим тут где-нибудь встать на дневку. Через Киндык есть мост.

Нашли полянку среди арчевого леса возле реки, на правом берегу Киндыка ниже моста. Шикарное место для дневки.

Суммарно за день:

Пройдено: 15357м;

Разница высот: -1610м, +415м;

Времени в пути 7:20;

Чистого времени 4:20.

День 10, 22.07.2007

Дневка.

Погода средняя – дождя вроде как нет, но сыро и пасмурно.

День 11, 23.07.2007

Подъем дежурных 5.30, общий 6.00. Переменная облачность. День обещает быть хорошим.

8.00. Движемся по дороге вверх вдоль Кичик-Алая Восточного. Ущелье реки сужается. Дорога несколько раз меняет берег. Дорога до сих пор отличная, любая легковушка осилит.

9.50 (Высота 3145).Привал выше большого скопления кошей на правом берегу. Похоже на село, только без капитальных домов.

Одиночные коши попадаются довольно часто. Причем если кош находится на другом берегу, через речку обязательно перекинут пешеходный мост.

11.40. Привалились напротив места впадения реки с перевалов Большой Трамплин и Дмитрия Собянина. Данный приток имеет широкую дельту([ фото 23]). Нашли место для брода р. Кичик-Алай Восточный.

12.00-12.30. Бродим р. Кичик-Алай Восточный. Глубина – выше колена. Один из участников уронил в реку ботинок, еле выловили ([ фото 24]). Привалились на обед.

14.10. Выходим с обеда, двигаемся вверх по долине, текущей с перевалов Большой Трамплин и Дмитрия Собянина. Тропы не видно. Трава с камнями. В верхней части дельты за 15 минут набрали ревеня на компот. Дальше по левому берегу реки нарисовалось что-то вроде тропы, идем по ней. Впереди виден пер. Большой Трамплин.

15.00. Привална первой террасе с видом на долину. 15.45 (Высота 3650). Забрались на вторую террасу. 16.15. Привалились вверху третьей террасе. Разведка. Впереди особо приятных мест для лагеря не нарисовалось – скоро начинается нормальная морена.

16.40. Встали на ночевку на конце травянистой части подъема. Вокруг ходит стадо яков.

Суммарно за день:

Пройдено: 12009м;

Разница высот: +900м;

Времени в пути 8:40;

Чистого времени 4:55.

День 12, 24.07.2007

Подъем дежурных 5.30, общий 6.15, выход в 7.55. Переменная облачность.

Придерживаясь орографически левого борта долины, движемся по травянисто-осыпным склонам и моренам. Уже после начала движения замечаем на противоположном борту долины тропу – вероятно, оптимальнее было бы двигаться по ней. В 9.10 выходим на древнюю срединную морену, в 10.20 – на свежую срединную морену ледника и продолжаем двигаться по ней. Морена постепенно вырождается, продолжаем двигаться по язычку ледника, практически открытого, лишь слегка присыпанного снегом.

В 11.20 достигаем самой верхней морены, имеющейся на данной камере ледника (высота – 4175), с которой хорошо виден перевал Большой Трамплин. Организуем здесь полудневку ([ фото 25]).

Суммарно за день:

Пройдено: 3044м;

Разница высот: +424м;

Времени в пути 3:25;

Чистого времени 2:25.

День 13, 25.07.2007

Перевал Собянина (2А, 4606, сн.-ос.)

Подъем дежурных 5.00, общий 5.30. Выход в 7.45. Облачно, снег.

Движемся по закрытому леднику 15-20° (трещины, связки) вдоль его орографически левого борта и в 9.25 оказываемся в верхнем цирке ледника. В 9.40 начинаем преодолевать перевальный взлет – снежно-ледовый склон (в наших условиях – чисто снежный) с бергшрундом, крутизной 30-35° длиной по нашим оценкам около 50-70 метров. В наших погодных условиях бергшрунд полностью забит снегом и весь склон мы преодолеваем просто в связках с одновременной страховкой без промежуточных точек. После взлета движемся по пологой полке и в 10.35 выходим на перевал ([ фото 26]).

Подъем на перевал: 1:10

Спуск с перевала: 0:20

Спуск начали в 11.05 по снежно-осыпному склону крутизной до 30°, забирая влево по склону, чтобы обойти скальные сбросы. С осыпи вышли на ледник Скобелева.

По нашему мнению, перевал Собянина в данных погодных условиях можно было бы оценить как «сложную 1Б». С. Довженко, первопрошедший этот перевал год назад в условиях чистого льда, оценил его как 2Б, но на наш взгляд, эта оценка завышена. Даже с учетом возможного бергшрунда перепадом до 2 метров, на наш взгляд перевал соответствует 2А к.сл.

Двигаясь по центру ледника (большие трещины, связки!) в 13.20 выходим в цирк (ледника Скобелева) пер. Седло Скобелева, где и организуем лагерь ([ фото 27]).

Пообедав, в 15.55 ударная группа вышла на предварительную обработку склона пер. Седло Скобелева. Ею организовано 2 веревки перил (крепление на ледобурах вблизи ледовых лбов, где слой снега не такой толстый), возвращение в лагерь в 19-10 ([ фото 28]).

16.45. Начата техническая работа.

17.15. Первая веревка.

18.30. Начат дюльфер.

19.10. Возвращение в лагерь.

Суммарно за день:

Пройдено: 2627м;

Разница высот: +429м, -104м, +188м;

Времени в пути 5:35 (3:00 на подъем, 2:35 на спуск-подход к следующему перевалу);

Чистого времени 4:00 (2:05 на подъем, 1:55 на спуск).

День 14, 26.07.2007

В этот день был запланирован ранний выход, однако снежная метель вынудила нас поспать подольше. В 7.30 мы все же собрались и были готовы выйти, но погода опять испортилась и мы вынуждены были опять поставить палатки и забраться в них. В 10-00 совершили еще одну попытку выйти на перевал, однако под перевальным взлетом нас застала гроза. Сочтя это знаком свыше, мы приняли решение организовать дневку. Вскоре после этого погода вновь улучшилась, но мы были непреклонны и занялись постройкой сооружений из снега. Накинули тент на нашу столовую, замуровали один вход, получилась очень уютная постройка. Наш небольшой поселок, таким образом, разросся до 3-х жилых корпусов, столовой-клуба, 2-х туалетов, М и Ж, и памятника на центральной площади.

Суммарно за день:

Пройдено: 900м (сходили под перевал и обратно);

Разница высот: +100м, -100м;

Времени в пути 1:00;

Чистого времени 1:00.

День 15, 27.07.2007

Подъем общий 6.00. Обдумав ситуацию, приняли решение отказаться от запланированного траверса в. Скобелева Западная и совершить радиальное восхождение на п. Скобелева, а затем спускаться по леднику Скобелева к озеру Кумтор.

Вышли на восхождение в 9-10. Ветрено, холодно. Поднявшись по оставленным 2 дня назад веревкам, организовали еще 3 веревки перил – 1 на ледобуре и 2 на ледорубах– и оказались на перевале Седло Скобелева. Итого для подъема на перевал потребовалось 5 веревок перил ([ фото 29]).

Первый участник поднялся на перевал в 11.40 и успел просмотреть дальнейший маршрут движения на вершину. В этот момент погода начала портиться и к 12-20, когда вся группа собралась на перевале, уже ничего не было видно в пурге с сильным ветром.

Перевал Седло Скобелева (2Б, 4954, сн.-лед.)

Подъем на перевал: 2.30-3.10 (от первого до последнего).

Дальнейший путь на вершину идет по снежно-осыпному склону с карнизом на север. Весь путь проходится ногами за 20 минут. Взятая на всякий случай веревка не пригодилось. Ориентирование на гребне в условиях пурги затруднено и только память руководителя, просмотревшего маршрут до того, как испортилась погода, позволила нам двигаться на безопасном удалении от карниза ([ фото 30]).

Пик Скобелева (5051, сн.-ос.)

Подъем с перевала на вершину: 20 минут

На спуске с вершины погода опять начала улучшаться. В 13-00 начали дюльфер по своим веревкам с перевала. В 15-30 были в лагере.

Спуск с вершины и перевала (дюльфер): 1.55

После перекуса начали движение вниз по леднику. Сначала двигались по своим следам под перевал Собянина, затем по правому борту ледника обошли небольшой заморененный ледопадик и в 17.40 дошли до конца ледника, где развязались. Организовав небольшую разведку, спустились с концевой морены. Здесь ручей из-под ледника разделяется на 2 рукава, между которыми находятся живописные зеленые площадки, перемежающиеся со скальными сбросами. Двигаясь по ним, нашли место недалеко от ручья, где в 18-30 организовали лагерь с видом на старый осадкомер.

Суммарно за день:

Пройдено: 3739м;

Разница высот: +361м, -361м, -975м (+- 361м – поход на вершину Скобелева через перевал, радиально, без рюкзаков);

Времени в пути 9:20 (3:50 на подъем, 5:30 на спуск);

Чистого времени 6:05 (3:00 на подъем, 3:05 на спуск).

День 16, 28.07.2007

Подъем дежурных 7.00, общий 7.30, выход в 9.55. Ясно, легкий мороз, лежит снег.

По скользкой живой обледеневшей осыпи спустились на дно долины и к 11.15 поднялись на ее противоположный борт к озеру Кумтор, где организовали обед. Выглянуло солнышко и мы задержались, стараясь просушить снаряжение. Продолжили движение в 15.50.

Двигаясь по моренным валам, в 16.50 вышли на правый берег ледника Дамждайлоо, который за полчаса пересекли и в 17.35 организовали лагерь на выполаживании (высота 4340) у левого борта ледника с видом на перевалы Дамджайлоо и Дамджайлоо Вост.

Суммарно за день:

Пройдено: 3314м;

Разница высот: -123м, +396м;

Времени в пути 7:40;

Чистого времени 3:00.

День 17, 29.07.2007

Перевал Дамждайлоо (2А*, 4685, сн.-ос.)

Подъем дежурных 5.30, общий 6.00, выход 7.50. Ясно, легкий ветер.

Под перевальный взлет подошли в 8.15. До бергшрунда поднялись в связках с одновременной страховкой без промежуточных точек. В наших погодных условиях бергшрунд практически забит и перепад высот между краями не превышает 1,5 метров.

Шаблон:Gallery

Шаблон:/gallery

От бергшрунда организовали 2 веревки перил на ледобурах. Крутизна над бергшрундом – до 50° (около 10 метров), далее крутизна уменьшается до 40°. Лед под 10-20-сантиметровым слоем снега ([ фото 31]). Выше организовали еще 1 веревку траверсных перил для выхода на седловину (вообще говоря, здесь перильная страховка уже не требовалась, но было решено не менять способ страховки) ([ фото 32]).

1 веревка 9.15-9.40-10.35.

2 веревка 9.55-10.20-11.10.

Подъем на перевал: 1:55

Спуск с перевала: 1:30

11.15. Группа в полном составе поднялась на перевал Дамджайлоо. С перевала открывается прекрасный вид на Алайскую долину и Заалайский хребет Памира, на переднем плане красивые озера Дамджайлоо ([ фото 33]).

С перевала организовали небольшой радиальный выход с попыткой просмотреть наш следующий перевал. Спуск с перевала – по мелкой и средней осыпи – не представляет технической сложности.

В наших условиях сложность перевала (2 веревки перил, крутизна на отдельном участке 10 м до 50°, 1.5 м ледовая стенка) соответствовала 2А к.сл. В условиях голого льда преодоление стенки бергшрунда может представлять трудность, поэтому перевал был классифицирован группами из турклуба МАИ как 2Б к.сл. Однако, на наш взгляд, перевал заметно проще других 2Б в районе. В связи с этим, на наш взгляд, перевал должен классифицироваться в Перечне перевалов как 2А*.

13.30. Дошли до юго-западного озера Дамджайлоо и организовали бивак.

После обеда часть группы отправилась на разведку перевала Больших Спортсменов. Был просмотрен вариант подъема на него через юго-восточный гребень. Этот вариант (как альтернатива подъему в лоб) был предложен нам МКК при выпуске. Вариант был признан технически несложным, но трудоемким. Вариант подъема «в лоб» был оценен группой А. Пурикова, проходившей мимо несколько дней назад, как 3А (мы его не увидели, т.к. он был загорожен отрогом).

Суммарно за день:

Пройдено: 3521м;

Разница высот: +336м, -557м;

Времени в пути 5:40 (3:20 на подъем, 2:20 на спуск);

Чистого времени 4:30 (3:10 на подъем, 1:20 на спуск ).

День 18, 30.07.2007

Пер. Вспомогательный(4480, ос.)+Пер. Больших Спортсменов(п/п, в связке 1Б, 4776, сн.-лед.)

Подъем дежурных 5.30, общий 6.15.

7.55. Выход. Путь идет по долине с озерами по средней и крупной осыпи.

К 8.55 подошли под перевальный взлет вспомогательного перевала (высота 4300), находящегося на юго-восточном гребне. Самостоятельного значения данный перевал не имеет, поскольку является внутренним для долины Дамджайлоо.

Подъем на перевал осуществляется плотной группой по мелкоосыпному склону (с выходами скал, едет), крутизной примерно 25°. Подъем очень трудоемкий: длину 150-200 метров склона преодолевали около часа.

10.05 (Высота 4480). Вылезли на перевал. Приняли решение назвать его Вспомогательный (1А, 4480). Тур сложили на северо-запад от топографической седловины.

От седловины движемся по гребню на северо-запад по средней и крупной осыпи. За 40 минут дошли до снежно-ледового плато. На востоке это плато сильно разорвано и обрывается крутым ледовым сбросом. Именно по этому сбросу идет подъем на перевал Больших Спортсменов в лоб, охарактеризованный А. Пуриковым как 3А.

Связавшись и одев кошки про запас (не пригодились), в 11.40 вышли на закрытый ледник. Траверсом прошли 20-25° склон под небольшой вершинкой на юге от перевала и поднялись на перевал. На коротких участках крутизна достигала 35°. На перевал вышли в 12.25 ([ фото 34]).

С перевала совершили радиальное восхождение на п. Кызыл-Ункюр.

Вершина Кызыл-Ункюр (1Б, п/в, 4888, ск., рад.) с пер. Больших Спортсменов

На вершину 4888 с перевала вышли в 13.30. Поднялись по ее южному гребню менее, чем за час. Путь идет по скально-осыпному гребню. В 2-х местах организовали перила. Возможно прохождение с одновременной страховкой через выступы. Сложность маршрута оцениваем как 1Б (ск.)

Вершину назвали пик Кызыл-Ункюр. С нее открывается отличный вид на долину р. Кызыл-Ункюр.

Подъем на вершину: 0:50

Спуск с вершины: 0:45

Спуск с вершины по пути подъема начали в 14.55. В 15.40 были на перевале, где организовали перекус.

Шаблон:Gallery

Шаблон:/gallery

Западный склон перевала представляет собой скальную стену, прорезанную крутыми скально-осыпными кулуарами. Просмотреть путь спуска сверху донизу не представляется возможным. Кулуары камнеопасны. Ориентировочная техническая сложность спуска 2Б (камнеопасно!) ([ фото 35], [ фото 36]). В связи с этим мы приняли решение спускаться на юго-запад по осыпному склону вершинки, ограничивающей перевал с юга. Подъем на вершинку идет по короткому снежному склону около 30° ([ фото 37], [ фото 38]).

С вершинки по конглометно-осыпному склону, лежащему на льду, спустились на снежное плато, которое пересекли, держась права по ходу и вышли на следующий осыпной склон. Склон достаточно крут, осыпь очень живая, спускаемся несколькими плотными группами на безопасном удалении друг от друга. Спуск закончили в 17.50.

В целом, перевал Больших Спортсменов при прохождении «в лоб» представляет из себя технически сложное и опасное препятствие, имеющее неподалеку гораздо более простой путь обхода (пер. Неприметный, 1А). В связи с этим было принято решение назвать его перевалом Больших Спортсменов – вряд ли кому-то кроме них будет интересно его пройти. Наш путь – связка пер. Вспомогательный и пер. Больших спортсменов со спуском через южную вершинку – технически несложен (оценен нами как 1Б), но достаточно камнеопасен (много живой осыпи) и в целом неприятен. Единственное, чем данный путь может быть хорош – это возможность сходить на вершину Кызыл-Ункюр, которая нам очень понравилась. Путь подъема на нее с пер. Больших спортсменов – самый простой из ведущих на нее маршрутов.

Для поиска места ночевки организовали разведку. Подходящее место нашли в 10 минутах пути вниз по долине. Заночевали в 18.25.

Подъем на перевал Вспомогательный: 1:10

Подъем на перевал: 2:00 (с перевала Вспомогательный)

Спуск с перевала: 2:20

Суммарно за день:

Пройдено: 5043м;

Разница высот: +767м, -581м;

Времени в пути 10:30 (6:30 на подъем, 4:00 на спуск);

Чистого времени 7:10 (4:00 на подъем, 3:10 на спуск ).

День 19, 31.07.2007

Подъем дежурных 7.00, общий 7.50. Ясно, безветренно. Сегодня наша цель – спуститься вниз, поближе к Алайской долине. Погода опять отличная.

12.15 – вышли к первому кошу.

14.30 Жители очередного коша показали нам огромную травянистую седловину н/к, через которую отсюда ведет тропа в Алайскую долину. Хотя визуально седловина выше места нашего расположения, оказалось, что от точки, где мы стоим, к ней (и дальше на ту сторону) идет арык – т.е. седловина даже несколько ниже нас. Тем не менее, по такой жаре длинный траверс вдоль арыка оказался достаточно изматывающим. На седловине были в 15.00.

15.45 (Высота 3100). Спустившись с перевала вниз до точки, откуда видны коши, решаем организовать бивак.

Суммарно за день:

Пройдено: 11814м;

Разница высот: -1209;

Времени в пути 5:55;

Чистого времени 3:45.

День 20, 01.08.2007

Подъем дежурных 6.40, общий 7.40. Выход в 9.50. Облачность над горами, над долиной ясно. По грунтовой дороге, а местами – просто по зеленым альпийским лугам, ориентируясь на примятую траву от проехавшей здесь вчера машины, спускаемся в Алайскую долину. В 12.30 оказались на обочине дороги, идущей по Алайской долине. Еще 40 минут потратили на переход к более удобному для ожидания заказанной нами машины месту.

21.10. Нас подобрал наш Камаз. В машине была еда и два иранца. Жизнь налаживается :)

Суммарно за день:

Пройдено: 11754м;

Разница высот: -452м;

Времени в пути 3:20;

Чистого времени 2:30.