Дарвазский хребет - 2010, 3 к.с.

Материал из MaleficWiki
Перейти к: навигация, поиск
== Справочные сведения о походе ==

Маршрут

Маршрутная книжка №27/3-305

Категория 3 к.с.

Район Дарвазский хребет, Памир.

Руководитель Наседкин Сергей, стк "Вестра".

Сроки 6-23 июля 2010.

Заявленный маршрут

Душанбе – Джиргиталь - пос Мук – р Раминасу – р Обишаин – пер Учебный(1А, 3850) – ледн Шагазы - пер ПКТ(2А, 4135) – ледн Ташлык – пер Иргет(1Б, 4088)- р Иргет – кишл Девшар – пер Белькандоу (н/к, 3215) – р Сугран – ледн Бырс - ледн Надежда – пер ККТ (2А, 4653) – ледн Девлохан - р Киргиз-Об - пер Обходной 2-й (1Б*, 3970) – пер. Обходной 1-й (1Б*, 4187) – ледн Иган - пер Липского (2А, 4500) – ледн Петра Первого - р. Вайзерек–р Кара-шура - оз Яшиль-куль – Джиргиталь – Душанбе

Запасные варианты:

  • при невозможности прохождения перевала ПКТ(2А, 4135):


Пройденный маршрут

Душанбе – Джиргиталь - пос Мук – р Раминасу – р Обишаин – пер Учебный(1А, 3850) – пер. Травянистый (н/к, ) пос. Мук - р Иргет – кишл Девшар – пер Белькандоу (н/к, 3215) – р Сугран – ледн Бырс - ледн Надежда – пер ККТ (2А, 4653) – ледн Девлохан - р Киргиз-Об – пер. Обходной 1-й (1Б*, 4187) – ледн Иган - пер Липского (2А, 4500) – ледн Петра Первого - р. Вайзерек–р Кара-шура - оз Яшиль-куль – Джиргиталь – Душанбе

Скачать трек пройденного маршрута 800px

Аварийные варианты

Маршрут находится в такой жопе, что аварийных путей схода нет. Проще идти вперед, чем поворачивать назад=).

Состав группы

ФИО Опыт г.р. Обязанности в группе Клуб
Наседкин Сергей Валерьевич 4ГУ 2ГР 1982 Руководитель ТК Вестра 100px
Голиков Роман Иванович 2ГУ 1981 Медик, зам. рук-ля ТК Вестра
Зварич Андрей Миронович 2ГУ 1986 Фотограф ТК Вестра
Мавлютова Светлана Забировна 2ГУ 1985 Участник ТК Вестра
Пахомов Дмитрий Игоревич 2ГУ 1980 Реммастер ТК Вестра
Полякова Анна Сергеевна 1ГУ 1987 Завхоз ТК Вестра
Ржавская Ольга Сергеевна 1ГУ 1983 Хронометрист ТК Вестра


График высот

Файл:Grafic1.jpg

Цели и задачи похода

Целью похода являлось прохождение маршрута 3 категории сложности, в том числе 3 перевалов 2А, получение опыта горных походов на Памире, знакомство с районом, отдых на природе. В план похода были включены при наличии временного резерва занятия на снежно-ледовом рельефе, отработка элементов элементов спасработ на реальном рельефе. Район также представляет интерес с исследовательской точки зрения, так как за последние 20 лет он был малопосещаем (гражданская война в Таджикистане 1992-1997 гг, нестабильная политическая и экономическая обстановка), и многие описания и картографический материал просто устарели.


Характеристика Таджикистана

Общая ситуация

Таджикистан (тадж. Тоҷикистон), официально Республика Таджикистан (тадж. Ҷумҳурии Тоҷикистон) — государство в Центральной Азии, бывшая Таджикская Советская Социалистическая Республика в составе СССР. Таджикистан расположен в предгорьях Памира и не имеет выхода к морю. Это наименьшее по площади центральноазиатское государство. Граничит с Узбекистаном и Киргизией на севере и западе, с Китаем на востоке, с Афганистаном — на юге. Столица — город Душанбе.

Таджикистан находится в часовом поясе, обозначаемом по международному стандарту как UTC+5. В зимнее время оно опережает московское на два часа, летом — на один час. В Таджикистане не используется летнее время.

Официальной валютой является сомони. Курс на 07.07.2010г.: 1 сомони - 7 руб, 1$=4,4 сомони.


Обычаи

Хоть Таджикистан и является мусульманской страной, в нем нет запрета на интернет, женщины могут не носить паранджу, население довольно лояльно относится к иностранцам. Большинство таджиков доброжелательны, понимают русский язык и готовы помочь при необходимости. Вместе с тем, надо понимать, что местные в своем большинстве воспринимают туристов как один из источников дохода и быть готовым к тому, что за оказанные услуги могут назвать завышенную цену, требовать деньги вперед, а потом просить доплату и т.д. Например, машина предложеная турфирмой стоила нам в итоге в три разе дешевле. Дорога, про которую говорили, что она размыта селями и дождями, оказалась нормальной. Обстановка днем и вечером в городе спокойная, много отдыхающих и иностранцев, особенно в центре, милитсия (тадж., через “тс”) в Таджикистане не агрессивна, туристов не трогает, однако ночью лучше по городу не перемещаться. Когда мы возвращались ночью обратно, наш микроавтобус останавливали на каждом перекрестке и проверяли документы, причем это были не сотрудники милиции, а просто люди в форме без знаков отличия. Водителю приходилось платить им деньги за проезд.

Душанбе является на фоне остального Таджикистана относительно европейским городом. Есть много магазинов, отделений банков (можно без проблем осуществить денежный перевод, часы работы пн-пт, 9-18 ч), интернет-кафе (1 час - 3-4 сомони). Цены очень низкие, стоимость полноценного обеда в кафе 10-20 сомони. По городу маршрутка стоит 2 сомони, такси - 5 сомони. Обязательно стоит посетить Зеленый рынок, расположенный в центре города.


Краткая географическая характеристика

Хребет Петра Первого, Памир.Гуглить


Организация похода

Документы

Для пребывания на территории Таджикистана надо иметь регистрацию и пропуск в погранзону.

Регистрация нужна больше для выезда из страны, чем для перемещенения внутри. Оформить ее можно либо бесплатно лично в ОВИРе (8-17 рабочие дни, Турсунзаде, 5), предоставив оригинал паспорта и поручительство местного жителя, запастись терпением во время толкания в очередях, или через местную турфирму, выслав им сканы паспортов (оригиналы потом все равно нужны), заплатив $35 на месте. Но в лучшем случае регистрация будет готова только за день, в нашем случае за 2 дня. Готовить документы лучше начинать заранее, лучше за месяц до приезда. Частные компании передают информацию о группах в гос.контору под названием “САЙЁХ”, которая производит все разрешения ( sayoh@bk.ru , Руставели, 22). Что-то типа министерства туризма. Можно обратиться туда и напрямую, однако это гарантирует изготвление бумаг в срок или их правильность.

Если маршрут начинается/заканчивается/проходит через приграничные селения, то надо иметь разрешение в погранзону. Это касается китайской и афганской границы. Граница Горно-Бадахшанской Авт. Области (ГБАО) проходит по хребту Академии Наук и далее по Дарвазскому хребту и для нее надо делать отдельное разрешение. Наш маршрут начинался на киргизской границе в Джиргитале (город республиканскогое подчинения) и для нахождения в нем надо кроме разрешения в ГБАО надо поставить отдельную печать. Рекомендуется заранее приготовить список группы с печатью турклуба для разных проверяющих. Погранпропуск мы тоже заранее оформляли в турфирме ($40). Потом мы узнали, что можно обратиться к пограничникам напрямую и пропуск будет стоить гораздо дешевле.

В общем к оформлению документов надо отнестись предельно внимательно. Правильно подготовленные документы сохранят кучу времени, нервов и денег. Но даже в этом случае надо быть готовым к тому, что чиновники, милиция, таможня могут вымогать деньги за исправление какой-нибудь закорючки или надуманную услугу.

Заезды и заходы в район

Мы решили заезжать через Душанбе, т.к.в Киргизии в это время была война и заезд со стороны Оша представлял существенную опасность. Стоянка машин, ходящих по Памирскому тракту, находится на автобазе, а ездящих до Джиригталя около магазина "Волна". Стоимость машины до Вахша 20 сомони с человека, до Джиргиталя маршрутка 60-70, до поселка Девшар можно догориться за 120-150. Мы зафрахтовали УАЗ буханку вместе с шофером Саидом за 150 сомони с человека на семерых. Саид всю дорогу жевал насвай и смеялся. Дорога до Джиригталя ремонтируется китайцами и скоро будет прекрасным четырехполосным шоссе.

Меры безопасности

Допоходная подготовка участников проводилась в рамках школы СТП. Участники получили хорошую теоретическую подготовку, закрепили свои знания на практических занятиях и соревнованиях. Физическая подготовка включала бег на длинные дистанции, скалодром и работа с веревками на рельефе. В обязательном порядке отрабатывались элементы спасработ, такие как спасение пострадавшего силами связки, спуск/подъем тяжелого пострадавшего.

Обязательным условием ставилось наличие хорошего снаряжения, особое внимание обращалось на обувь, старались брать максимально легкое снаряжение.

Связь с координационым центром тк "Вестра" поддерживалась через спутниковый телефон Turaya (в комплект брали зарядное устройство на солнечных элементах). Также на втором этапе похода предполагалось взаимодействие с группой Алексея Никанорова (поход 6 кс), способной в случае аварии оказать помощь. В снаряжение были две рации, необходимые для поддержания контакта при невозможности голосовой и визульной связи.

На этапе планирования первое кольцо сделали максимально близким к реке Мук-су, чтобы проверить готовность группы и иметь запасные варианты. Второй участок получался линейным, более напряженным, однако и там можно было в случае необходимости аварийно сойти с маршрута. В график похода были заложены три запасных дня и две полудневки. Переходы планировались с учетом жары на высоте до 3500 м, и группа обедала с 12 до 15 часов дня. На высотах более 3500 м жара уже не так заметна и переходы можно осуществлять без обеда, и вставать на ночевку раньше. Также все восхождения на перевалы осуществлялись утром, чтобы снизить лавинную и камнеопасность. Темп движения выбирался соответствующий силам участников, сохранялся визуальный и голосовой контакт.

Картографическое и навигационное обеспечение