Дарвазский хребет - 2010, 3 к.с.

Материал из MaleficWiki
Версия от 18:45, 9 октября 2010; Sergey Nasedkin (обсуждение | вклад) (День 6 (12 июля) Перевал Учебный)

Перейти к: навигация, поиск
== Справочные сведения о походе ==

Маршрут

Маршрутная книжка №27/3-305

Категория 3 к.с.

Район Дарвазский хребет, Памир.

Руководитель Наседкин Сергей, стк "Вестра".

Сроки 6-23 июля 2010.

Заявленный маршрут

Душанбе – Джиргиталь - пос Мук – р Раминасу – р Обишаин – пер Учебный(1А, 3850) – ледн Шагазы - пер ПКТ(2А, 4135) – ледн Ташлык – пер Иргет(1Б, 4088)- р Иргет – кишл Девшар – пер Белькандоу (н/к, 3215) – р Сугран – ледн Бырс - ледн Надежда – пер ККТ (2А, 4653) – ледн Девлохан - р Киргиз-Об - пер Обходной 2-й (1Б*, 3970) – пер. Обходной 1-й (1Б*, 4187) – ледн Иган - пер Липского (2А, 4500) – ледн Петра Первого - р. Вайзерек–р Кара-шура - оз Яшиль-куль – Джиргиталь – Душанбе

Запасные варианты:

  • при невозможности прохождения перевала ПКТ(2А, 4135):


Пройденный маршрут

Душанбе – Джиргиталь - пос Мук – р Раминасу – р Обишаин – пер Учебный(1А, 3850) – пер. Травянистый (н/к, ) пос. Мук - р Иргет – кишл Девшар – пер Белькандоу (н/к, 3215) – р Сугран – ледн Бырс - ледн Надежда – пер ККТ (2А, 4653) – ледн Девлохан - р Киргиз-Об – пер. Обходной 1-й (1Б*, 4187) – ледн Иган - пер Липского (2А, 4500) – ледн Петра Первого - р. Вайзерек–р Кара-шура - оз Яшиль-куль – Джиргиталь – Душанбе

Скачать трек пройденного маршрута 800px

Аварийные варианты

Маршрут находится в такой жопе, что аварийных путей схода нет. Проще идти вперед, чем поворачивать назад=).

Состав группы

ФИО Опыт г.р. Обязанности в группе Клуб
Наседкин Сергей Валерьевич 4ГУ 2ГР 1982 Руководитель ТК Вестра 100px
Голиков Роман Иванович 2ГУ 1981 Медик, зам. рук-ля ТК Вестра
Зварич Андрей Миронович 2ГУ 1986 Фотограф ТК Вестра
Мавлютова Светлана Забировна 2ГУ 1985 Участник ТК Вестра
Пахомов Дмитрий Игоревич 2ГУ 1980 Реммастер ТК Вестра
Полякова Анна Сергеевна 2ГУ 1987 Завхоз ТК Вестра
Ржавская Ольга Сергеевна 2ГУ 1983 Хронометрист ТК Вестра

График высот

Файл:Grafic1.jpg

Цели и задачи похода

Целью похода являлось прохождение маршрута 3 категории сложности, в том числе 3 перевалов 2А, получение опыта горных походов на Памире, знакомство с районом, отдых на природе. В план похода были включены при наличии временного резерва занятия на снежно-ледовом рельефе, отработка элементов элементов спасработ на реальном рельефе. Район также представляет интерес с исследовательской точки зрения, так как за последние 20 лет он был малопосещаем (гражданская война в Таджикистане 1992-1997 гг, нестабильная политическая и экономическая обстановка), и многие описания и картографический материал просто устарели.


Характеристика Таджикистана

Общая ситуация

Таджикистан (тадж. Тоҷикистон), официально Республика Таджикистан (тадж. Ҷумҳурии Тоҷикистон) — государство в Центральной Азии, бывшая Таджикская Советская Социалистическая Республика в составе СССР. Таджикистан расположен в предгорьях Памира и не имеет выхода к морю. Это наименьшее по площади центральноазиатское государство. Граничит с Узбекистаном и Киргизией на севере и западе, с Китаем на востоке, с Афганистаном — на юге. Столица — город Душанбе.

Таджикистан находится в часовом поясе, обозначаемом по международному стандарту как UTC+5. В зимнее время оно опережает московское на два часа, летом — на один час. В Таджикистане не используется летнее время.

Официальной валютой является сомони. Курс на 07.07.2010г.: 1 сомони - 7 руб, 1$=4,4 сомони.


Обычаи

Хоть Таджикистан и является мусульманской страной, в нем нет запрета на интернет, женщины могут не носить паранджу, население довольно лояльно относится к иностранцам. Большинство таджиков доброжелательны, понимают русский язык и готовы помочь при необходимости. Вместе с тем, надо понимать, что местные в своем большинстве воспринимают туристов как один из источников дохода и быть готовым к тому, что за оказанные услуги могут назвать завышенную в разы цену, требовать деньги вперед, а потом просить доплату и т.д. Например, машина стоила нам в итоге в три разе дешевле, чем предложеная турфирмой. Дорога, про которую говорили, что она размыта селями и дождями, оказалась нормальной. Обстановка днем и вечером в городе спокойная, много отдыхающих и иностранцев, особенно в центре, милитсия (тадж., через “тс”) в Таджикистане не агрессивна, туристов не трогает, однако ночью лучше по городу не перемещаться. Когда мы возвращались ночью обратно, наш микроавтобус останавливали на каждом перекрестке и проверяли документы, причем это были не сотрудники милиции, а просто люди в форме без знаков отличия. Водителю приходилось платить им деньги за проезд.

Душанбе является на фоне остального Таджикистана относительно европейским городом. Есть много магазинов, отделений банков (можно без проблем осуществить денежный перевод, часы работы пн-пт, 9-18 ч), интернет-кафе (1 час - 3-4 сомони). Цены очень низкие, стоимость полноценного обеда в кафе 10-20 сомони. По городу маршрутка стоит 2 сомони, такси - 5 сомони. Обязательно стоит посетить Зеленый рынок, расположенный в центре города.

В сельской местности к нам относились очень радушно, приглашали пить чай, просто поговорить.

Краткая географическая характеристика

Хребет Петра Первого, Памир.Гуглить


Организация похода

Документы

Для пребывания на территории Таджикистана надо иметь регистрацию и пропуск в погранзону.

Регистрация нужна больше для выезда из страны, чем для перемещенения внутри. Если она просрочена, при выезде надо будет платить штраф ($50-100). Оформить ее можно либо бесплатно лично в ОВИРе (8-17 рабочие дни, Турсунзаде, 5), предоставив оригинал паспорта и поручительство местного жителя, запастись терпением во время толкания в очередях, или через местную турфирму, выслав им сканы паспортов (оригиналы потом все равно нужны), заплатив $35 на месте. Но в лучшем случае регистрация будет готова только за день, в нашем случае за 2 дня. Готовить документы лучше начинать заранее, лучше за два-три месяца до приезда. Частные компании передают информацию о группах в гос.контору под названием “САЙЁХ”, которая производит все разрешения ( sayoh@bk.ru , Руставели, 22). Что-то типа министерства туризма. Можно обратиться туда и напрямую, однако это не гарантирует изготовление бумаг в срок или их правильность.

Если маршрут начинается/заканчивается/проходит через приграничные селения, то надо иметь разрешение в погранзону. Это касается китайской и афганской границы. Граница Горно-Бадахшанской Авт. Области (ГБАО) проходит по хребту Академии Наук и далее по Дарвазскому хребту и для нее надо делать отдельное разрешение. Наш маршрут начинался на киргизской границе в Джиргитале (город республиканскогое подчинения) и для нахождения в нем надо кроме разрешения в ГБАО надо поставить отдельную печать. Рекомендуется заранее приготовить список группы с печатью турклуба для разных проверяющих. Погранпропуск мы тоже заранее оформляли в турфирме ($40). Потом мы узнали, что можно обратиться к пограничникам напрямую и пропуск будет стоить гораздо дешевле.

В общем к оформлению документов надо отнестись предельно внимательно. Правильно подготовленные документы сохранят кучу времени, нервов и денег. Но даже в этом случае надо быть готовым к тому, что чиновники, милиция, таможня могут вымогать деньги за исправление какой-нибудь закорючки или надуманную услугу.

Заезды и заходы в район

Мы решили заезжать через Душанбе, т.к.в Киргизии в это время была война и заезд со стороны Оша представлял существенную опасность. Дорога до Джиригталя и дальше до границы с Киргизией ремонтируется китайцами и скоро будет прекрасным четырехполосным шоссе.

Меры безопасности

Допоходная подготовка участников проводилась в рамках школы СТП. Участники получили хорошую теоретическую подготовку, закрепили свои знания на практических занятиях и соревнованиях. Физическая подготовка включала бег на длинные дистанции, скалодром и работа с веревками на рельефе. В обязательном порядке отрабатывались элементы спасработ, такие как спасение пострадавшего силами связки, спуск/подъем тяжелого пострадавшего.

Обязательным условием ставилось наличие хорошего снаряжения, особое внимание обращалось на обувь, старались брать максимально легкое снаряжение.

Связь с координационым центром тк "Вестра" поддерживалась через спутниковый телефон Turaya (в комплект брали зарядное устройство на солнечных элементах). Также на втором этапе похода предполагалось взаимодействие с группой Алексея Никанорова (поход 6 кс), способной в случае аварии оказать помощь. В снаряжение были две рации, необходимые для поддержания контакта при невозможности голосовой и визуальной связи.

На этапе планирования первое кольцо сделали максимально близким к реке Мук-су, чтобы проверить готовность группы и иметь запасные варианты. Второй участок получался линейным, более напряженным, однако и там можно было в случае необходимости аварийно сойти с маршрута. В график похода были заложены три запасных дня и две полудневки. Переходы планировались с учетом жары на высоте до 3500 м, и группа обедала с 12 до 15 часов дня. На высотах более 3500 м жара уже не так заметна и переходы можно осуществлять без обеда, и вставать на ночевку раньше. Также все восхождения на перевалы осуществлялись утром, чтобы снизить лавинную и камнеопасность. Темп движения выбирался соответствующий силам участников, сохранялся визуальный и голосовой контакт.

Картографическое и навигационное обеспечение

При подготовке использовались: бумажные карты (листы J-36, J-48, K-25, K-37), хребтовки Ляпина на соотвествующие квадраты, векторные карты для GPS (часть с сайта Вячеслава Завьялова, часть подготовлена самостоятельно), спутниковые снимки, отчеты туристических групп по данному району http://www.tlib.ru, каталог перевалов сайта СТК "Вестра" http://www.westra.ru. Для навигации в основном использовались GPS приемник Garmin RX60 и бумажная карта.


Дневник и техническое описание маршрута

День 1 (07 июля)

Рейс №223 Москва – Душанбе (вылет 00-45, Домодедово) авиакомпании "Атлант-Союз". Цена билета 8500 руб. в одну сторону. Большинство продуктов мы везли с собой, пришлось в аэропорту дать немного денег на регистрации за перевес багажа. В 06.00 размещаемся в гостевом доме «Пойтахт» (тадж. "Столица"). Цена за сутки 44 сомони - трех-четырехместный номер, душ в коридоре, довольно чисто, большой плюс - находится в центре города. В сезон все номера заняты, лучше бронировать их заранее. Много туристов, альпинистов. После отдыха решали организационные вопросы с регистрацией, пропусками в пограничную зону, закупали на Зелёном рынке и расфасовывали продукты, гуляли по городу Душанбе. В планах - отъезд на следующий день.

День 2 (08 июля)

Отъезд в горы задерживается на день из-за оформления регистрации. Мы снова гуляли по городу Душанбе. Рекомендуется закладывать на решение организационных вопросов минимум 2 рабочих дня. Лучше всего послать заранее человека с оригиналами паспортов для сдачи их в ОВИР и по приезде всей группы сразу выехать на маршрут.

День 3 (09 июля)

Подъём инициативной группы в 05.30, которая на такси выехали к магазину «Волга», где останавливаются машины на Джиргиталь. Стоянка машин, ходящих по Памирскому тракту, находится на автобазе, а ездящих до Джиригталя около магазина "Волга". Стоимость машины до Вахша 20 сомони с человека, до Джиргиталя маршрутка 60-70, до поселка Мук (Девшар) можно договориться за 150-200. Мы зафрахтовали УАЗ буханку вместе с шофером Саидом за 200 сомони с человека на семерых. Саид всю дорогу жевал насвай и смеялся. Заплатили за гостиницу и выехали в 08.30. С одним перерывом на обед доехали до Джиргиталя в 17.00. Дорога хорошая асфальтовая, но иногда встречаются участки с грунтовым покрытием. С Джиргиталя до моста через реку Муксу дорога тоже хорошая асфальтовая. В 19.30 заехали в посёлок Мук и оставили заброску в доме бригадира Сулимана. Вернулись 2 км обратно в устье реки Обишаин и встали на ночёвку приблизительно в 21 ч на высоте 2075 м. Настроение бодрое, состояние здоровья у группы в целом хорошее.

День 4 (10 июля)

Нас разбудили крики местных жителей где-то в 7 ч утра. Мы помяли траву палатками, и они очень сильно ругались. Затем нас предупредили, что скоро откроют воду для полива травы, являющейся пастбищем для скота, и если мы не уйдём, то нас немного подтопят. Мы решили не рисковать, и быстренько собрав вещички, вышли в путь в 08.30. Путь лежал вдоль р. Обишаин (Ошанинсу). Пройдя через пос. Верхний Мук вышли на грунтовую дорогу, которая ведет на верхние пастбища. В 12.10 поднялись на 2745 м и встали на обед. Идется хорошо, но мы старались не лосить, чтобы правильно акклиматизироваться. Погода с утра солнечная, после обеда испортилась, и группа отдыхала.

  • ЧХВ: 2 ч. 10 мин.;
  • Высота: 2100 - 2730 м;
  • Перепад высот: +630 м.

День 5 (11 июля)

Подъём в 05.30. Выход в 06.40. Погода солнечная, ясно. Проходим по дороге до верхнего коша и далее начинаем набирать влево по травянистым склонам, временами мокрым от дождя. Выходим к руслу река Обишаин и поднимаемся по ней по скотогонной тропе. Начинаются снежники. В 13.20 достигли высоты 3400 м. Встали на обед на небольшой морене. Погода, как и в предыдущий день, после обеда начинает портиться (дождь, ветер). Группа отдыхает.

  • ЧХВ: 5 ч. 10 мин.;
  • Высота: 2730 - 3400 м;
  • Перепад высот: +670 м.

День 6 (12 июля) Перевал Учебный (1А, 3850)

  • Категория: 1А;
  • Высота: 3850 м;
  • Прохождение: запад-восток;
  • Соединяет: д.р. Обишаин (Ошанинсу) и д.р. Шагазы;

Подъём в 05.30. Температура около нуля, довольно холодно. Выход в 06.30. Поднимаемся далее на лавинный вынос в цирк. Одеваем кошки и начинаем набирать влево правее вершины 3910 ?? На высоте 3700 начиаем забирать левее, чтобы выйти траверсом. Начинается снег, видимость ухудшается, заметно холодает. По GPS в 13.30 выходим на седловину. Тур с запиской найти не можем, возможно он засыпан снегом, делаем свой, оставляем в нем записку, после чего в 13.50 начинаем спуск в д.р. Шагазы.

От перевальной седловины уходим вниз правее по кулуару, путь вниз не просматривается. Примерно через 200 метров спуска выходим к скальному обрыву. Вниз метров 12-15, делаем станцию на крючьях, руководитель спускается крайним. У одного участника при спуске улетает вниз рюкзак. Идем дальше и еще метров через 300 спуска по высоте обнаруживаем обрыв метров 300 высотой. В 17.30 решаем встать на ночевку на скальной осыпи. Ледорубами выравниваем места под палатки, делая горизонтальные площадки. От одной из палаток на спуске улетели дуги, поэтому половина группы обошлась натягиванием тента. Воду брали в маленьком водопадике. Высота ночёвки 3200 м.

  • ЧХВ: 8 ч. 00 мин.;
  • Высота: 3400 - 3850 - 3200 м;
  • Перепад высот: +450/-650 м.

День 7 (13 июля)

Подъём в 09.00. Нам повезло, мы нашли дуги от палатки. Инициативная группа отправилась искать путь к спуску в 10.00, который просматривался нормально в соседнем кулуаре. Мы прошли траверсов в соседний кулуар. Провесили две верёвки с использованием станций на скальных крючьях. Затем спускались по кулуару вдоль речки. Закончить спуск мы не смогли, т.к. снова обнаружили отвесные скалы, высота которых не просматривалась из-за наступления темноты. Встали на «холодную» ночёвку на скальной полке примерно в 20ч. Натянули перила, встали на самостраховку, поужинали чаем и перевальным шоколадом всего первого кольца и уснули. Высота ночёвки…

День 8 (14 июля)

Подъём в 5ч утра. Провесили одну 80-метровую верёвку опять же с использованием станции на скальных крючьях. В 13ч встали на полуднёвку у реки Шагазы на высоте приблизительно 2700м. Вечером вкусный ужин и костёр.

День 9 (15 июля)

Подъём в 6ч утра. В 7.20 вышли с ночёвок у реки Шагазы вниз, шли по тропе по орографическому левому берегу среди зарослей кустарников. Сначала тропа идёт вниз, потом круто набирает вверх, выводя нас на перевал Травянистый н.к. высотой… в 08ч.20мин. Перевал представляет собой широкое поле, которое пересекает тропа. Затем начинаем спуск вниз по автомобильной дороге в направлении посёлка Мук. Прошли посёлок, спустились к дороге, идущей вдоль реки Муксу. В посёлке встретили группу из Рязани под руководством Олега Кондракова, совершающую горный поход 4 к.с. в этом же районе. В 10ч зашли в посёлок Девшар (Нижний Мук), где решали проблемы с пропусками. В посёлке нас напоили вкусным чаем с горным мёдом и лепёшками, после чего мы собрали рюкзаки, немного урезав раскладку. Преодолевать погранпост пришлось ночью без фонарей с двумя военными. В путь мы выдвинулись приблизительно в 20.30 и прошли 4 км. до ледника Иргет. Переправу через реку Иргет мы осуществляли вброд. Река не широкая, но при большой воде может представлять трудность для переправы. Ночёвка у нас была на ковриках без палаток на высоте примерно 2400м.

День 10 (16 июля)

Подъём в 04.30. Практически сразу вышли в путь на перевал Белькандоу н.к. высотой… До верхнего Коша дошли около 10.30. Ишаки (ослы) немного подбросили наши рюкзаки. Местные жители нас встретили очень приветливо и напоили айраном. На обед встали около Коша с 11.00 до 15.15, чтобы переждать дневную жару. Дальше подъём на перевал осуществлялся по чётко выраженной тропе, и за 20мин мы дошли до седловины. Спуск по широкой скотогонной тропе в сторону реки Сугран. Через 20 мин встали на ночёвку на высоте… в красивом местечке на тропе у родника, вытекающего на склон. Был костёр и вкусный ужин.

День 11 (17 июля)

Подъём в 05.00. Вышли в 06.20 в направлении реки Сугран, переправились по мосту на правый берег реки Сугран. Сначала тропа идёт вверх 200м вдоль берега, потом круто набирает вверх по кулуару, заросшему лесом по высоте 200м. Далее уходим на широкую террасу, заканчивающуюся у ледника Бырс. Тропа начинается около Коша и идёт вдоль всей террасы. Тропа очень старая и временами теряется. Обед с 11.30 до 15.00. Переправлялись через реку около ледника Бырс вброд. Туры по описанию не существуют, после переправы тропа теряется и мы обходим лес сверху, выходя на морену ледника Бырс. Далее по его нижнему краю идём через ледник. Остановились на ночёвку на галечных полях у устья ледника около 20ч. На высоте… У ледника Бырс морена у нижнего края заросшая травой и частично разрушена оползнями, поэтому лучше её обходить по леднику.

День 12 (18 июля)

Подъём в 05.30. Выход в 06.50. Начали двигаться по морене по правому берегу реки Сугран. Перешли по камням реку Гульчатсу. Тропа появилась при подходе к реке. Идём дальше, подошли к высохшему руслу реки, стекающей с вершины 4375. Весенними селями берег сильно изрезан и мы обходим, набирая вверх. Погода сильно ухудшается, и в 11.30 мы встаём на обед. В 15ч выходим дальше в направлении ледника Сугран. В 16.30 подходим по морене к спуску на ледник Сугран и начинаем его траверсировать. В 18ч выходим на левый берег реки, вытекающей из ледника Надежда (Гандо) и в 18.30 встаём на ночёвку около небольшого источника, вытекающего из берега, на высоте…

19 июля. Подъём в 6ч. Вышли в 7ч утра. Набирали высоту по левому берегу реки, вытекающей из ледника Надежда. За один переход дошли до снежника и начали уходить вправо, заходя по морене на ледник. В середине ледника идёт срединная морена чёрного цвета. Ледник закрытый, встречаются трещины. Дошли до конца срединной морены и встали на обед и ночёвку на высоте… в 12.30. Слева по ходу движения виден рукав, идущий к перевалу Тамара 1Б к.с., справа виден ледопад перевала ККТ 2А к.с. После обеда провели снежно-ледовые занятия. Т-ра приблизительно 20 градусов, после захода солнца резко падает.

20 июля. Перевал ККТ высотой…На перевал зашли в…Спуск с перевала с помощью перил, чтобы не попасть в берг. Сильная непогода. Ночёвка у озёр на снежнике на высоте…

21 июля. Спуск до зелёнки, обед, подход под перевал 2Б к.с. Ночёвка на леднике на высоте…

22 июля. Попытка зайти на перевал 2Б к.с. Лавина, спуск. Решаем сойти с маршрута и сделать переправу через реку Киргизоб, ночёвка на морене на морене…

23 июля. Отменяем решение и продолжаем маршрут. Идём на связку-двойку перевал Обходных перевалов 1Б к.с. По пути на перевал Обходной II встреча с медведем. Ночёвка в красивом месте, но без ужина на высоте…

24 июля. Встреча с медведями помешала провести разведку. Без завтрака выдвигаемся на начало траверса. Выбились из сил, т.к траверс оказался невозможен из-за прижимов реки Киргизоб. Разведка возможности переправы через реку. В виду невозможности переправы через Киргизоб, решено увеличить продолжительность похода, сдать билеты на самолёт и перераспределить продукты. Полуднёвка на берегу реки в красивом месте, костёр.

25 июля. Подъём в 5ч утра. Выход в 6ч утра. В 15.35 поднялись на перевал Обходной I 1Б к.с. со стороны реки Киргизоб. Спустились, встали на ночёвку на высоте…

26 июля. Спуск, разведка, обед, подъём по морене, выход на ледник, ночёвка на морене ледника на высоте…

27 июля. Подъём в 4ч утра, выход в 5ч. Зашли на перевал Липского 2А к.с. высотой 4700м в…Обед. Затем вышли на морену ледника Петра I. Решение вопросов с билетами. Ночёвка на высоте...

28 июля. Спуск по реке Вайзирек. Ночёвка на травянистом склоне со змеями на высоте…

29 июля. В 06.30 подъём, вышли в 07.40. В 09.20 были на перевале НК высотой 3365. Шли до озера Яши-Куль. По пути мы зашли в Кош, где нас угостили чаем с лепёшками. Затем расположились в кишлаке рядом с озером. Там нас накормили шурпой и напоили чаем.

30 июля. Ночью приехали в Душанбе.

31 июля. Рейс Душанбе-Москва.