Дарвазский хребет - 2010, 3 к.с.

Материал из MaleficWiki
Версия от 20:27, 10 октября 2010; Sergey Nasedkin (обсуждение | вклад) (Пер. Калининского клуба туристов (ККТ) (2А, 4653))

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Справочные сведения о походе

Маршрутная книжка №27/3-305

Категория 3 к.с.

Район Дарвазский хребет, Памир.

Руководитель Наседкин Сергей, стк "Вестра".

Сроки 6-23 июля 2010.

Маршрут

Заявленный маршрут

Душанбе – Джиргиталь - пос Мук – р Раминасу – р Обишаин – пер Учебный(1А, 3850) – ледн Шагазы - пер ПКТ(2А, 4135) – ледн Ташлык – пер Иргет(1Б, 4088)- р Иргет – кишл Девшар – пер Белькандоу (н/к, 3215) – р Сугран – ледн Бырс - ледн Надежда – пер ККТ (2А, 4653) – ледн Девлохан - р Киргиз-Об - пер Обходной 2-й (1Б*, 3970) – пер. Обходной 1-й (1Б*, 4187) – ледн Иган - пер Липского (2А, 4500) – ледн Петра Первого - р. Вайзерек–р Кара-шура - оз Яшиль-куль – Джиргиталь – Душанбе

Запасные варианты:

  • при невозможности прохождения перевала ПКТ(2А, 4135)


Пройденный маршрут

Душанбе – Джиргиталь - пос Мук – р Раминасу – р Обишаин – пер Учебный(1А, 3850) – пер. Травянистый (н/к, ) пос. Мук - р Иргет – кишл Девшар – пер Белькандоу (н/к, 3215) – р Сугран – ледн Бырс - ледн Надежда – пер ККТ (2А, 4653) – ледн Девлохан - р Киргиз-Об – пер. Обходной 1-й (1Б*, 4187) – ледн Иган - пер Липского (2А, 4500) – ледн Петра Первого - р. Вайзерек–р Кара-шура - оз Яшиль-куль – Джиргиталь – Душанбе


Аварийные варианты

Маршрут находится в такой жопе, что аварийных путей схода нет. Проще идти вперед, чем поворачивать назад=).


Скачать трек пройденного маршрута Наседкин 3 кс 2010 карта 02.jpg


Состав группы

ФИО Опыт г.р. Обязанности в группе Клуб
Наседкин Сергей Валерьевич 4ГУ 2ГР 1982 Руководитель ТК Вестра 100px
Голиков Роман Иванович 2ГУ 1981 Медик, зам. рук-ля ТК Вестра
Зварич Андрей Миронович 2ГУ 1986 Фотограф ТК Вестра
Мавлютова Светлана Забировна 2ГУ 1985 Участник ТК Вестра
Пахомов Дмитрий Игоревич 2ГУ 1980 Реммастер ТК Вестра
Полякова Анна Сергеевна 2ГУ 1987 Завхоз ТК Вестра
Ржавская Ольга Сергеевна 2ГУ 1983 Хронометрист ТК Вестра


График высот

Файл:Grafic1.jpg


Цели и задачи похода

Целью похода являлось прохождение маршрута 3 категории сложности, в том числе 3 перевалов 2А, получение опыта горных походов на Памире, знакомство с районом, отдых на природе. В план похода были включены при наличии временного резерва занятия на снежно-ледовом рельефе, отработка элементов элементов спасработ на реальном рельефе. Район также представляет интерес с исследовательской точки зрения, так как за последние 20 лет он был малопосещаем (гражданская война в Таджикистане 1992-1997 гг, нестабильная политическая и экономическая обстановка), и многие описания и картографический материал просто устарели.


Характеристика Таджикистана

Общая ситуация

Таджикистан (тадж. Тоҷикистон), официально Республика Таджикистан (тадж. Ҷумҳурии Тоҷикистон) — государство в Центральной Азии, бывшая Таджикская Советская Социалистическая Республика в составе СССР. Таджикистан расположен в предгорьях Памира и не имеет выхода к морю. Это наименьшее по площади центральноазиатское государство. Граничит с Узбекистаном и Киргизией на севере и западе, с Китаем на востоке, с Афганистаном — на юге. Столица — город Душанбе.

Таджикистан находится в часовом поясе, обозначаемом по международному стандарту как UTC+5. В зимнее время оно опережает московское на два часа, летом — на один час. В Таджикистане не используется летнее время.

Официальной валютой является сомони. Курс на 07.07.2010г.: 1 сомони - 7 руб, 1$=4,4 сомони.

Обычаи

Хоть Таджикистан и является мусульманской страной, в нем нет запрета на интернет, женщины могут не носить паранджу, население довольно лояльно относится к иностранцам. Большинство таджиков доброжелательны, понимают русский язык и готовы помочь при необходимости. Вместе с тем, надо понимать, что местные в своем большинстве воспринимают туристов как один из источников дохода и быть готовым к тому, что за оказанные услуги могут назвать завышенную в разы цену, требовать деньги вперед, а потом просить доплату и т.д. Например, машина стоила нам в итоге в три разе дешевле, чем предложеная турфирмой. Дорога, про которую говорили, что она размыта селями и дождями, оказалась нормальной. Обстановка днем и вечером в городе спокойная, много отдыхающих и иностранцев, особенно в центре, милитсия (тадж., через “тс”) в Таджикистане не агрессивна, туристов не трогает, однако ночью лучше по городу не перемещаться. Когда мы возвращались ночью обратно, наш микроавтобус останавливали на каждом перекрестке и проверяли документы, причем это были не сотрудники милиции, а просто люди в форме без знаков отличия. Водителю приходилось платить им деньги за проезд.

Душанбе является на фоне остального Таджикистана относительно европейским городом. Есть много магазинов, отделений банков (можно без проблем осуществить денежный перевод, часы работы пн-пт, 9-18 ч), интернет-кафе (1 час - 3-4 сомони). Цены очень низкие, стоимость полноценного обеда в кафе 10-20 сомони. По городу маршрутка стоит 2 сомони, такси - 5 сомони. Обязательно стоит посетить Зеленый рынок, расположенный в центре города.

В сельской местности к нам относились очень радушно, приглашали пить чай, просто поговорить.

Краткая географическая характеристика

Хребет Петра Первого, Памир.Гуглить

Организация похода

Документы

Для пребывания на территории Таджикистана надо иметь регистрацию и пропуск в погранзону.

Регистрация нужна больше для выезда из страны, чем для перемещенения внутри. Если она просрочена, при выезде надо будет платить штраф ($50-100). Оформить ее можно либо бесплатно лично в ОВИРе (8-17 рабочие дни, Турсунзаде, 5), предоставив оригинал паспорта и поручительство местного жителя, запастись терпением во время толкания в очередях, или через местную турфирму, выслав им сканы паспортов (оригиналы потом все равно нужны), заплатив $35 на месте. Но в лучшем случае регистрация будет готова только за день, в нашем случае за 2 дня. Готовить документы лучше начинать заранее, лучше за два-три месяца до приезда. Частные компании передают информацию о группах в гос.контору под названием “САЙЁХ”, которая производит все разрешения ( sayoh@bk.ru , Руставели, 22). Что-то типа министерства туризма. Можно обратиться туда и напрямую, однако это не гарантирует изготовление бумаг в срок или их правильность.

Если маршрут начинается/заканчивается/проходит через приграничные селения, то надо иметь разрешение в погранзону. Это касается китайской и афганской границы. Граница Горно-Бадахшанской Авт. Области (ГБАО) проходит по хребту Академии Наук и далее по Дарвазскому хребту и для нее надо делать отдельное разрешение. Наш маршрут начинался на киргизской границе в Джиргитале (город республиканскогое подчинения) и для нахождения в нем надо кроме разрешения в ГБАО надо поставить отдельную печать. Рекомендуется заранее приготовить список группы с печатью турклуба для разных проверяющих. Погранпропуск мы тоже заранее оформляли в турфирме ($40). Потом мы узнали, что можно обратиться к пограничникам напрямую и пропуск будет стоить гораздо дешевле.

В общем к оформлению документов надо отнестись предельно внимательно. Правильно подготовленные документы сохранят кучу времени, нервов и денег. Но даже в этом случае надо быть готовым к тому, что чиновники, милиция, таможня могут вымогать деньги за исправление какой-нибудь закорючки или надуманную услугу.

Заезды и заходы в район

Мы решили заезжать через Душанбе, т.к.в Киргизии в это время была война и заезд со стороны Оша представлял существенную опасность. Дорога до Джиригталя и дальше до границы с Киргизией ремонтируется китайцами и скоро будет прекрасным четырехполосным шоссе.

Меры безопасности

Допоходная подготовка участников проводилась в рамках школы СТП. Участники получили хорошую теоретическую подготовку, закрепили свои знания на практических занятиях и соревнованиях. Физическая подготовка включала бег на длинные дистанции, скалодром и работа с веревками на рельефе. В обязательном порядке отрабатывались элементы спасработ, такие как спасение пострадавшего силами связки, спуск/подъем тяжелого пострадавшего.

Обязательным условием ставилось наличие хорошего снаряжения, особое внимание обращалось на обувь, старались брать максимально легкое снаряжение.

Связь с координационым центром тк "Вестра" поддерживалась через спутниковый телефон Turaya (в комплект брали зарядное устройство на солнечных элементах). Также на втором этапе похода предполагалось взаимодействие с группой Алексея Никанорова (поход 6 кс), способной в случае аварии оказать помощь. В снаряжение были две рации, необходимые для поддержания контакта при невозможности голосовой и визуальной связи.

На этапе планирования первое кольцо сделали максимально близким к реке Мук-су, чтобы проверить готовность группы и иметь запасные варианты. Второй участок получался линейным, более напряженным, однако и там можно было в случае необходимости аварийно сойти с маршрута. В график похода были заложены три запасных дня и две полудневки. Переходы планировались с учетом жары на высоте до 3500 м, и группа обедала с 12 до 15 часов дня. На высотах более 3500 м жара уже не так заметна и переходы можно осуществлять без обеда, и вставать на ночевку раньше. Также все восхождения на перевалы осуществлялись утром, чтобы снизить лавинную и камнеопасность. Темп движения выбирался соответствующий силам участников, сохранялся визуальный и голосовой контакт.

Картографическое и навигационное обеспечение

При подготовке использовались: бумажные карты (листы J-36, J-48, K-25, K-37), хребтовки Ляпина на соотвествующие квадраты, векторные карты для GPS (часть с сайта Вячеслава Завьялова, часть подготовлена самостоятельно), спутниковые снимки, отчеты туристических групп по данному району http://www.tlib.ru, каталог перевалов сайта СТК "Вестра" http://www.westra.ru. Для навигации в основном использовались GPS приемник Garmin RX60 и бумажная карта.

Дневник и техническое описание маршрута

День 1 (07 июля)

Рейс №223 Москва – Душанбе (вылет 00-45, Домодедово) авиакомпании "Атлант-Союз". Цена билета 8500 руб. в одну сторону. Большинство продуктов мы везли с собой, пришлось в аэропорту дать немного денег на регистрации за перевес багажа. В 06.00 размещаемся в гостевом доме «Пойтахт» (тадж. "Столица"). Цена за сутки 44 сомони - трех-четырехместный номер, душ в коридоре, довольно чисто, большой плюс - находится в центре города. В сезон все номера заняты, лучше бронировать их заранее. Много туристов, альпинистов. После отдыха решали организационные вопросы с регистрацией, пропусками в пограничную зону, закупали на Зелёном рынке и расфасовывали продукты, гуляли по городу Душанбе. В планах - отъезд на следующий день.

День 2 (08 июля)

Отъезд в горы задерживается на день из-за оформления регистрации. Мы снова гуляли по городу Душанбе. Рекомендуется закладывать на решение организационных вопросов минимум 2 рабочих дня. Лучше всего послать заранее человека с оригиналами паспортов для сдачи их в ОВИР и по приезде всей группы сразу выехать на маршрут.

День 3 (09 июля)

Подъём инициативной группы в 05.30, которая на такси выехали к магазину «Волга», где останавливаются машины на Джиргиталь. Стоянка машин, ходящих по Памирскому тракту, находится на автобазе, а ездящих до Джиригталя около магазина "Волга". Стоимость машины до Вахша 20 сомони с человека, до Джиргиталя маршрутка 60-70, до поселка Мук (Девшар) можно договориться за 150-200. Мы зафрахтовали УАЗ буханку вместе с шофером Саидом за 200 сомони с человека на семерых. Саид всю дорогу жевал насвай и смеялся. Заплатили за гостиницу и выехали в 08.30. С одним перерывом на обед доехали до Джиргиталя в 17.00. Дорога хорошая асфальтовая, но иногда встречаются участки с грунтовым покрытием. С Джиргиталя до моста через реку Муксу дорога тоже хорошая асфальтовая. В 19.30 заехали в посёлок Мук и оставили заброску в доме бригадира Сулимана. Вернулись 2 км обратно в устье реки Обишаин и встали на ночёвку приблизительно в 21 ч на высоте 2075 м. Настроение бодрое, состояние здоровья у группы в целом хорошее.

День 4 (10 июля)

Нас разбудили крики местных жителей где-то в 7 ч утра. Мы помяли траву палатками, и они очень сильно ругались. Затем нас предупредили, что скоро откроют воду для полива травы, являющейся пастбищем для скота, и если мы не уйдём, то нас немного подтопят. Мы решили не рисковать, и быстренько собрав вещички, вышли в путь в 08.30. Путь лежал вдоль р. Обишаин (Ошанинсу). Пройдя через пос. Верхний Мук вышли на грунтовую дорогу, которая ведет на верхние пастбища. В 12.10 поднялись на 2745 м и встали на обед. Идется хорошо, но мы старались не лосить, чтобы правильно акклиматизироваться. Погода с утра солнечная, после обеда испортилась, и группа отдыхала.

  • ЧХВ: 2 ч. 10 мин.;
  • Высота: 2100 - 2730 м;
  • Перепад высот: +630 м.

День 5 (11 июля)

Подъём в 05.30. Выход в 06.40. Погода солнечная, ясно. Проходим по дороге до верхнего коша и далее начинаем набирать влево по травянистым склонам, временами мокрым от дождя. Выходим к руслу река Обишаин и поднимаемся по ней по скотогонной тропе. Начинаются снежники. В 13.20 достигли высоты 3400 м. Встали на обед на небольшой морене. Погода, как и в предыдущий день, после обеда начинает портиться (дождь, ветер). Группа отдыхает. К вечеру у Андрея Зварича поднялась температура (38,6 град), прошлось провести курс терапии. К утру состояние стабилизировалось, но температура продолжала держаться. После совещания руководителя с медиком, приняли решение всеже на следующий день выход не откладывать.

  • ЧХВ: 5 ч. 10 мин.;
  • Высота: 2730 - 3400 м;
  • Перепад высот: +670 м.

День 6 (12 июля)

Перевал Учебный (1А, 3850)

  • расположен
  • координаты седловины 43° 18,304′ с.ш. ; 42° 07,038′ в.д.;
  • соединяет д.р. Обишаин (Ошанинсу) и д.р. Шагазы
  • западный склон снежный, южный - скально-осыпной

Подъём в 05.30. Температура около нуля, довольно холодно. Выход в 06.30. Поднимаемся по лавинному выносу в цирк. Одеваем кошки и начинаем набирать влево правее вершины 3910 ?? На высоте 3700 начиаем забирать левее, чтобы выйти траверсом. Начинается снег, видимость ухудшается, заметно холодает. По GPS в 13.30 выходим на седловину. Тур с запиской найти не можем, возможно он засыпан снегом, делаем свой, оставляем в нем записку, после чего в 13.50 начинаем спуск в д.р. Шагазы.

От перевальной седловины уходим вниз правее по кулуару, путь вниз не просматривается. Примерно через 200 метров спуска выходим к скальному обрыву. Вниз метров 12-15, делаем станцию на крючьях, дюльферяем, оставляем один крюк. У Димы при спуске улетает вниз рюкзак. Идем дальше и еще метров через 300 спуска по высоте обнаруживаем обрыв метров 300 высотой. В 17.30 решаем встать на ночевку на скальной осыпи. Ледорубами выравниваем места под палатки, делая горизонтальные площадки. От одной из палаток на спуске улетели дуги, поэтому половина группы обошлась натягиванием тента. Воду брали в маленьком водопадике. Высота ночёвки 3200 м.

  • ЧХВ: 8 ч. 00 мин.;
  • Высота: 3400 - 3850 - 3200 м;
  • Перепад высот: +450/-650 м.

День 7 (13 июля)

Подъём в 09.00. Нам повезло, мы нашли дуги от палатки. После разведки соседнего кулуара решили спускаться по нему. В 10.30 начали движение. Траверсом сбросили метров 150 и повесили веревку 80 м с большого камня. Внизу сделали станцию на крюке и повесили еще 50 метров до скальной полочки, сделали станцию, место было защищено от камней. С нее повесили опять 80 метров перил вниз до поворота кулуара. В принципе кулуар можно было пройти ногами, однако для комфорта и безопасности решили вешать перильные веревки. Около 19.00 вышли за поворот кулуара и уперились в сброс. Решили обойти его слева траверсом. Прошли около 200 м влево и сбросили по высоте метров 100, и встали в 20.00 на ночевку, т.к. далее путь не просматривался из-за темноты. Натянули перила, встали на самостраховку, поужинали чаем и перевальным шоколадом всего первого кольца и уснули. Высота ночёвки 2950 м.

  • ЧХВ: 2 ч. 00 мин.;
  • Высота: 3200 - 2950 м;
  • Перепад высот: -350 м.

День 8 (14 июля)

Проснулись с рассветом в 5 часов утра. На дереве повесли одну 80-метровую верёвку и произвели разведку вниз. Оказалось, что одной веревки хватает до низу и все группа успешно дюльфернула . Руководителю пришлось еще раз жумарить наверх, т.к. узел при сдергивании не проходил перегиб. В 11 часов успешно сдернули веревку. В 13 часов встали на полуднёвку у реки Шагазы на высоте приблизительно 2700 м. Вечером вкусный ужин и костёр.

  • ЧХВ: 1 ч. 00 мин.;
  • Высота: 2950 - 2700 м;
  • Перепад высот: -150 м.

День 9 (15 июля)

Подъём в 6 часов утра. В 7.20 вышли с ночёвок у реки Шагазы вниз, путь идет по тропе по орографическому левому берегу среди зарослей кустарника. Сначала тропа идёт вниз, потом круто набирает вверх, выводя нас на перевал Травянистый (н/к, 3200 м). Группа поднялась на перевал в 08 ч.20 мин. Перевал представляет собой широкое поле, которое пересекает тропа. Затем начинаем спуск вниз по автомобильной дороге в направлении посёлка Мук. Проходим посёлок В. Мук, спускаемся к дороге, идущей вдоль реки Муксу. В посёлке встретили группу из Рязани под руководством Олега Кондракова, совершающую горный поход 4 к.с. в этом же районе, обменялись телефонами для связи. В 10 часов зашли в посёлок Девшар (Нижний Мук), забрали заброску. В посёлке нас напоили вкусным чаем с горным мёдом и лепёшками, после чего мы собрали рюкзаки, немного урезав раскладку.

Погранпост находится немного дальше по дороге. На нем мы узнали, что у нас нет отдельной печати для пребывания в этом районе, и дальше они пропускать нас не хотят. Поэтому преодолевать погранпост пришлось в обход ночью без фонарей. В путь мы выдвинулись приблизительно в 20.30 и прошли 4 км. до р. Иргет. Переправу через реку Иргет мы осуществляли вброд. Река не широкая, но при большой воде может представлять трудность для переправы. Ночью высота брода была не выше колена. Ночёвка у нас была на ковриках без палаток в 23.50 на высоте примерно 2400 м.

  • ЧХВ: 6 ч. 00 мин.;
  • Высота: 2700 - 2050 - 2400 м;
  • Перепад высот: -650/+350 м.

День 10 (16 июля)

Пер. Белькандоу (н/к, 3215)

  • расположен южнее вершины 3847 м
  • координаты седловины (43° 18,304′) с.ш. ; (42° 07,038′) в.д.;
  • соединяет д.р. Иргет и д.р. Сугран
  • западный склон травянистый, южный - травянистый

Подъём в 04.30. Позавтракали карпитом и сразу вышли в путь на перевал Белькандоу. Дорога на перевал хорошо читается и начинается прямо от переправы через р. Иргет, серпантином круто набирая вверх. Сначала идет по травянистым склонам, потом среди зарослей арчи и сосны. После заброски рюкзаки заметно потяжелели и идти не очень легко. К 8.30 дошли до высоты 2900 и встали на перекус, вкипятить чаю, т.к группа начала растягиваться. По неосторожности кан с чаем перевернулся и Аня обожгла ногу. Сразу была оказана необходимая первая помощь. От госпитализации она отказалась и мы продолжили путь.

До верхнего коша дошли около 10.30. Ишаки (ослы) немного подбросили наши рюкзаки. Местные жители нас встретили очень приветливо и напоили айраном. На обед встали около Коша с 11.00 до 15.15, чтобы переждать дневную жару. В коше живут люди с начала лета до июля. Есть родник в скалах, когда он пересыхает в августе, то кош перебирается дальше к р. Сугран. Дальше подъём на перевал осуществлялся по чётко выраженной тропе вправо, и за 20 мин доходим до седловины.

Перевал Белькандоу проходится для обхода прижимов реки Сугран при слиянии с р. Мук-су.Седловина представляет собой скальный гребень через который проходит широкая скотогонная тропа. На перевале тура нет, только камень с надписью "Белькандоу". Координаты перевала по GPS ().

Спуск по широкой скотогонной тропе в сторону реки Сугран. Через 20 мин встали на ночёвку на высоте 3050 в красивом местечке на тропе у родника, вытекающего из камней на склоне. Был костёр и вкусный ужин.

  • ЧХВ: 5 ч. 00 мин.;
  • Высота: 2400 - 3215 - 3050 м;
  • Перепад высот: +815/-165 м.

День 11 (17 июля)

Подъём в 05.00. Вышли в 06.20 в направлении реки Сугран по хорошей скотогоной тропе, среди зарослей кустарника. Тропа идет вдоль ручья, потом начинает расходитсья на множество маленьких тропинок. При спуске надо вовремя повернуть по тропинке налево к мосту. Дорожка становится менее заметной, и у самой реки круто спускается вниз. Мост представляет собой стволы арчи, переброшенные между двумя каменными стенками и засыпанные сверху ветками и землей. Внизу течет бурный поток. Перебравшись через мост тропа идет вправо 200 м вдоль берега и начинает круто набирать вверх по кулуару среди зарослей березы и рябины метров 200 по высоте. Выходим наверх на широкую террасу, заканчивающуюся у ледника Бырс, пытаемся найти тропу, которая здесь есть по описаниям, но это не получается. По описаниям здесь должен быть кош, однако мы его увидели уже под нами. Видно мы забрались выше. Идем по тропе, она начинается от коша, но очень старая и временами теряется. Жара становится невыносимой и в 11.30 встаем на обед в русле ручья.

Подходим по тропе к березовой роще у ледн. Бырс. Здесь течет бурный ручей, его берега завалены поломаными деревьями, видимо весенние лавины очень сильные. Снимаем ботинки и переправляемся на другой берег.Туры по описанию существуют, некоторые мы находим, после переправы тропа теряется и мы обходим лес сверху, выходя на морену ледника Бырс. Дальше двигались по верхней террасе, поросшей травой и цветами. Далеко внизу протекает Сугран. Переправляемся через несколько притоков, держа направление к реке Сугран. По описаниям надо двигаться по морене у нижнего края ледн. Бырс вдоль реки, однако разрушена оползнями, поэтому теперь путь пролегает сверху по краю ледника. По срвнению с картами ледник продвинулся вперед очень значительно. Движение по леднику заняло около часа. Остановились на ночёвку на галечных полях у устья ледника около 20.00. Высота ?.

Состояние группы хорошее, правда все немного устали от рюкзаков и изматывающей жары. У Светы стали натирать ботинки, хотя до этого они никогда не терли. Начинаем понемного расходовать аптечку. Очень пригодился мирамистин, который взял Андрей. Делаем пострадавшим перевязки и ложимся спать.

  • ЧХВ: 8 ч. 00 мин.;
  • Высота: м;
  • Перепад высот: м.

День 12 (18 июля)

Подъём в 05.30. Выход в 06.50. Начали двигаться по морене по правому берегу реки Сугран. Перешли по камням реку Гульчатсу. Тропа появилась при подходе к реке. Идём дальше, подошли к высохшему руслу реки, стекающей с вершины 4375. Весенними селями берег сильно изрезан и мы обходим, набирая вверх. Оказалось, что мы идем по старой тропе. Погода сильно ухудшается, и в 11.30 мы встаём на обед. Рекомендуется проходить это место максимально быстро и не задерживаться, т.к. существует серьезная опасность схождения сели.

В 15 часов выходим дальше в направлении ледника Сугран. В 16.30 подходим по морене к спуску на ледник Сугран, спускаемся вниз и начинаем его траверсировать. В 18 часов выходим на левый берег реки, вытекающей из ледника Надежда (Гандо) и в 18.30 встаём на ночёвку около небольшого источника, вытекающего из берега, на высоте ().

  • ЧХВ: 6 ч. 30 мин.;
  • Высота: 2700 - 2050 - 2400 м;
  • Перепад высот: -650/+350 м.

День 13 (19 июля)

Подъём в 6 часов. Вышли в 7 часов утра. Набирали высоту по левому берегу реки, вытекающей из ледника Надежда. За один переход дошли до снежника и начали уходить вправо, заходя по морене на ледник. В середине ледника идёт срединная морена чёрного цвета. Держим курс на нее. Ледник закрытый, встречаются трещины. Идем по морене, держа ближе к правому краю ущелья. Доходим до конца срединной морены, там где заканчивается моренное покрытие и начинается снежное, и встаем на обед и ночёвку на мелких камнях на высоте 4000 в 12.30. Вблизи можно найти ручьи и есть и трещины, надо быть осторожными. Слева по ходу движения виден рукав, идущий к перевалу Тамара 1Б к.с., справа виден ледопад перевала ККТ 2А к.с. Дальше не идем, т.к. велика вероятность схода лавин. Дальнейший подход по перевал лучше делать с утра, когда снег замерзнет и образуется фирн. Постоянно со склонов сходят лавины, видно в этом году снега действительно много. После обеда проводим снежно-ледовые занятия. Температура приблизительно 20 градусов, после захода солнца резко холодает.

  • ЧХВ: 6 ч. 00 мин.;
  • Высота: 2700 - 2050 - 2400 м;
  • Перепад высот: -650/+350 м.

День 14 (20 июля)

Пер. Калининского клуба туристов (ККТ) (2А, 4653)

  • расположен южнее вершины 5095 м
  • координаты седловины (43° 18,304′) с.ш. ; (42° 07,038′) в.д.;
  • соединяет ледн. Гандо (Надежда) и лев. рукав ледн. Девлохан
  • западный склон снежный, восточный - снежный

Подъем в 6 утра. Выходим в 7 утра. Сначала идется хорошо по фирну, около 9 часов выходит солнце и снег начинает таять. Приходится тропить. Идти тяжело, т.к. снег по колено. Северная ветвь ледн. Надежда менее разорвана (в отличие от южной ведущей на пер Тамара) и более пологая. Поэтому движение здесь удобнее организовавать по центру ледника, приняв некоторые меры предосторожности насчет небольшого количества узких, занесенных снегом трещин. С ледника открывается прекрасный вид на подковообразный цирк пика Липского (назад на юго-восток) и другие вершины. Примерно в высоты 4200 м начинается мощный рваный ледопад с широкими и глубокими трещинами в разных уровнях, которые надо обходить справой стороны (по ходу). Обход совершается в связках с попеременной страховкой, т.к. некоторые трещины переходятся по ненадежным снежным мостикам. Ледник закрытый. На его преодоление уходит около 2-х часов. На первый взгляд ледопад можно обойти и слева, однако там придется прижиматься к склонам левого отрога, с которого постоянно сходят лавины и летят камни. Кроме того путь там более крутой и более глубокие трещины.

После ледопада надо повернуть в левую часть цирка, где видно характерное понижение. На промежуточную площадку, которая видна со стороны ледопада, надо подниматься по крутому (местами до45 град) снежнику, длиной 150-200 м со следами свежих лавинок. Огибая площадку против движения часовой стрелки (в центре есть закрытые трещины), через несколько десятков метрво в левой части площадки находится перевальная точка. На перевал группа в полном составе поднялась в 13.10. Обязателное фото, шоколад и в 13.40 начинаем спуск. С перевала сняли записку группы суровых челябинских туристов тк "Родонит" от 31.07.2007 (рук. Ковалев А.В.). Группа, совершая поход 6 кс, взошла со стороны юга и продолжила движение в напр. ледн. Сугран.

Перевал представляет собой узкую корытообразную щель, слева от него (на юг) рваный лед, справа - скалки и карниз снежника. Везде много закрых трещин, надо быть острожными. Около тура в одном и том же месте Андрей и Роман пропороли ногу кошками, попав ногой в трещину.

Путь от лагеря на леднике до седловины занимает в среднем около 6 часов. С перевала открывается вид на ущелье, ведущее на ледн. Девлохан, среднюю часть ледника с противоположным хребтом с вершинами 5239, 4936, 4525. Спуск с перевала вниз крут, поэтому лучше траверсить вправо 50-80 метров и выйти на более пологий снежник, где и спускатсья. Однако и там крутизна отдельных участков может составлять 40-45 град.

Нижнюю часть склона по пути спуска разрывает бергшрунд, поэтому глиссировать и набирать большую скорость нельзя. На первом участке спуска рекомендуется повесить верикальные перила (100 м). Бергшрунд преодолевали по снежному мосту, образованному сошедшей лавиной. Ширина берга около 1,5 метров. Расстояние от седловины до бергшрунда около 500 м. Далее склон выполаживается и переходит в плато без трещин. Идя вдоль левых (орографически) склонов цирка можно увидеть спуск с пер. Тамара. Погода портится, начинает идти снег с дождем. Доходим до двух озер на плато и в 18.20 встаем на ночевку. Группа устала, хочется отдохнуть после тяжелого дня.

  • ЧХВ: 8 ч. 10 мин.;
  • Высота: 4000 - 4653 - 4100 м;
  • Перепад высот: +635/-535 м.

День 15 (21 июля)

21 июля. Спуск до зелёнки, обед, подход под перевал 2Б к.с. Ночёвка на леднике на высоте…

День 16 (22 июля)

22 июля. Попытка зайти на перевал 2Б к.с. Лавина, спуск. Решаем сойти с маршрута и сделать переправу через реку Киргизоб, ночёвка на морене на морене…

  • ЧХВ: 6 ч. 00 мин.;
  • Высота: 2700 - 2050 - 2400 м;
  • Перепад высот: -650/+350 м.

День 17 (23 июля)

23 июля. Отменяем решение и продолжаем маршрут. Идём на связку-двойку перевал Обходных перевалов 1Б к.с. По пути на перевал Обходной II встреча с медведем. Ночёвка в красивом месте, но без ужина на высоте…

  • ЧХВ: 6 ч. 00 мин.;
  • Высота: 2700 - 2050 - 2400 м;
  • Перепад высот: -650/+350 м.

День 18 (24 июля)

24 июля. Встреча с медведями помешала провести разведку. Без завтрака выдвигаемся на начало траверса. Выбились из сил, т.к траверс оказался невозможен из-за прижимов реки Киргизоб. Разведка возможности переправы через реку. В виду невозможности переправы через Киргизоб, решено увеличить продолжительность похода, сдать билеты на самолёт и перераспределить продукты. Полуднёвка на берегу реки в красивом месте, костёр.

  • ЧХВ: 6 ч. 00 мин.;
  • Высота: 2700 - 2050 - 2400 м;
  • Перепад высот: -650/+350 м.

День 19 (25 июля)

25 июля. Подъём в 5ч утра. Выход в 6ч утра. В 15.35 поднялись на перевал Обходной I 1Б к.с. со стороны реки Киргизоб. Спустились, встали на ночёвку на высоте…

  • ЧХВ: 6 ч. 00 мин.;
  • Высота: 2700 - 2050 - 2400 м;
  • Перепад высот: -650/+350 м.

День 20 (26 июля)

26 июля. Спуск, разведка, обед, подъём по морене, выход на ледник, ночёвка на морене ледника на высоте…

  • ЧХВ: 6 ч. 00 мин.;
  • Высота: 2700 - 2050 - 2400 м;
  • Перепад высот: -650/+350 м.

День 21 (27 июля)

27 июля. Подъём в 4ч утра, выход в 5ч. Зашли на перевал Липского 2А к.с. высотой 4700м в…Обед. Затем вышли на морену ледника Петра I. Решение вопросов с билетами. Ночёвка на высоте...

  • ЧХВ: 6 ч. 00 мин.;
  • Высота: 2700 - 2050 - 2400 м;
  • Перепад высот: -650/+350 м.

День 22 (28 июля)

28 июля. Спуск по реке Вайзирек. Ночёвка на травянистом склоне со змеями на высоте…


  • ЧХВ: 6 ч. 00 мин.;
  • Высота: 2700 - 2050 - 2400 м;
  • Перепад высот: -650/+350 м.

День 23 (29 июля)

29 июля. В 06.30 подъём, вышли в 07.40. В 09.20 были на перевале НК высотой 3365. Шли до озера Яши-Куль. По пути мы зашли в Кош, где нас угостили чаем с лепёшками. Затем расположились в кишлаке рядом с озером. Там нас накормили шурпой и напоили чаем.

  • ЧХВ: 6 ч. 00 мин.;
  • Высота: 2700 - 2050 - 2400 м;
  • Перепад высот: -650/+350 м.

День 24 (30 июля)

30 июля. Ночью приехали в Душанбе.


  • ЧХВ: 6 ч. 00 мин.;
  • Высота: 2700 - 2050 - 2400 м;
  • Перепад высот: -650/+350 м.

День 25 (31 июля)

31 июля. Рейс Душанбе-Москва.